EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Новое в регулировании альтернативных способов привлечения инвестиций.

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

1 января 2020 года вступает в силу закон, регулирующий отношения по привлечению инвестиций с использованием информационных технологий и определяющий правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга) (далее – Закон)[1].

Закон принят в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[2], направленной на формирование правовых основ цифрового развития, создание информационной инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности.

Как отличить краудфандинговую платформу от других инвестиционных онлайн-платформ?

Закон предполагает инвестирование в проекты только в рамках специальных информационных систем в сети Интернет (далее – Инвестиционная платформа). Предоставление доступа к Инвестиционной платформе и последующая организация привлечения инвестиций осуществляется оператором инвестиционной платформы (далее – Оператор).

Основные требования к Инвестиционной платформе:

ведение реестра заключенных договоров[3];
наличие правил инвестиционной платформы[4].

Основные требования к Оператору:

осуществление исключительно видов деятельности, предусмотренных для финансовых организаций[5];
размер собственных средств не менее 5 млн рублей[6];
наличие внутреннего документа по управлению конфликтами интересов[7];
соблюдение требований относительно раскрытия информации[8];
включение в реестр Операторов ЦБ РФ[9].

Контроль ЦБ РФ за осуществлением краудфандинговой деятельности:

ведение Банком России реестра Операторов[10];
установление требований к внутренней документации Операторов[11];
контроль за соблюдением Операторами требований законодательства и вынесение предписаний об устранении нарушений в случае их выявления[12];
проведение проверок деятельности Операторов[13];
предоставление Операторами отчетов в Банк России в соответствии с установленным Банком России порядком[14].

Привлекать инвестиции с помощью данных платформ смогут российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. Инвесторами смогут выступать как юридические, так и физические лица.

Процесс инвестирования через инвестиционную платформу

Участники инвестирования заключают договоры с Оператором: лицо, осуществляющее инвестиции (далее – Инвестор, Инвесторы), заключает с Оператором договор об оказании услуг по содействию в инвестировании; лицо, привлекающее инвестиции - договор присоединения.

Лицо, привлекающее инвестиции, размещает в рамках Инвестиционной платформы инвестиционное предложение, которое содержит существенные условия договора инвестирования, срок действия предложения и минимальный объем инвестируемых денежных средств. Для того чтобы принять предложение, Инвестор должен соответствовать его требованиям, а также иметь номинальный счет, открытый у Оператора.

Инвестирование с использованием Инвестиционной платформы возможно только с помощью безналичных денежных средств, а исполнение обязательств участниками инвестирования (например, денежные обязательства в случае инвестирования путем предоставления займа) происходит также через Инвестиционную платформу.

Способы инвестирования

Закон выделяет следующие способы инвестирования с использованием Инвестиционных платформ:

предоставление займа;
приобретение эмиссионных ценных бумаг;
приобретение цифровых прав, возникновение и обращение которых возможно только в рамках цифровой платформы (утилитарные цифровые права)[15].

Механизмы, направленные на защиту инвесторов

Закон вводит следующие ограничения в рамках регулируемой инвестиционной деятельности:

лицо, привлекающее инвестиции, обязано установить минимальный целевой объем привлекаемых денежных средств, в случае недостижения которого Инвестору возвращаются вложенные денежные средства в полном объеме[16];
по общему правилу юридическое лицо или ИП могут привлечь не более 1 млрд руб. в течение одного года[17];
физическое лицо не может инвестировать более 600 000 руб. в течение одного года с учетом инвестирования через все инвестиционные площадки[18].

Закон также наделяет Инвесторов, которые приняли инвестиционное предложение, правом по собственной инициативе отказаться от заключения договора инвестирования в течение пяти рабочих дней с момента инвестирования и отозвать вложенные денежные средства. При этом необходимо учитывать, что данным правом можно воспользоваться не позднее дня прекращения действия инвестиционного предложения[19].

Российские компании, осуществляющие привлечение инвестиций с помощью краудфандинга, появились давно и ожидали правового регулирования данной сферы.

Принятие Закона должно положительно повлиять на дальнейшее развитие краудфандинга, однако некоторые ожидаемые аспекты правового регулирования привлечения инвестиций с использованием краудфандинговых платформ не нашли отражения в Законе:

не предусмотрена возможность осуществлять инвестирование посредством криптовалют;
не предусмотрена возможность реализовывать утилитарные цифровые права за пределами российских Инвестиционных платформ;
не предусмотрены специальные налоговые льготы для Инвесторов;
гарантии защиты прав Инвесторов носят формальный характер (например, трудноисполнимой является обязанность Оператора получить от Инвестора подтверждение, что он ознакомился с рисками и уведомлен о том, что инвестирование является высокорисковой деятельностью, а также обязанность Оператора проверять объем инвестиций физических лиц в рамках других платформ; у Оператора отсутствует право блокировки денежных средств Инвестора в период между принятием инвестиционного предложения и заключением договора).

Нерешенность данных вопросов может отрицательно сказаться на ликвидности обращаемых цифровых прав, а также на интересе к данному инструменту Инвесторов в целом и свидетельствует о необходимости совершенствования краудфандинга и дальнейшей доработки правового регулирования отношений по привлечению инвестиций с использованием краудфандинговых платформ, в том числе путем принятия подзаконных актов Банка России.

Несмотря на очевидность необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования краудфандинга, принятие Закона является значительным шагом в формировании российского цифрового законодательства, позволяющим малому и среднему бизнесу использовать новый источник финансирования в условиях правовой определенности.

 


[1] Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7).

[3] Часть 1 ст. 11 Закона.

[4] Часть 1 ст. 4 Закона.

[5] Части 1-2 ст. 10 Закона.

[6] Часть 3 ст. 10 Закона.

[7] Часть 8 ст. 10 Закона.

[8] Части 8–9 ст. 10 Закона.

[9] Пункт 7 ч. 1 ст. 2 Закона. Контрольным органом в сфере деятельности Операторов является ЦБ РФ.

[10] Пункт 1 ч. 1 статьи 16 Закона.

[11] Часть 8 статьи 10 Закона.

[12] Пункт 3, 5 ч. 1 статьи 16 Закона.

[13] Пункт 4 ч. 1 статьи 16 Закона.

[14] Пункт 6 ч. 1 статьи 16 Закона.

[15] Подробнее о цифровых правах – см. http://lp.ru/novoe_v_regulirovani

[16] Часть 2 ст. 13 Закона.

[17] Часть 1 ст. 6 Закона.

[18] Часть 1 ст. 7 Закона.

[19] Часть 4 ст. 13 Закона.

Участники