Новое в регулировании альтернативных способов привлечения инвестиций.
1 января 2020 года вступает в силу закон, регулирующий отношения по привлечению инвестиций с использованием информационных технологий и определяющий правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга) (далее – Закон)[1].
Закон принят в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[2], направленной на формирование правовых основ цифрового развития, создание информационной инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности.
Как отличить краудфандинговую платформу от других инвестиционных онлайн-платформ?
Закон предполагает инвестирование в проекты только в рамках специальных информационных систем в сети Интернет (далее – Инвестиционная платформа). Предоставление доступа к Инвестиционной платформе и последующая организация привлечения инвестиций осуществляется оператором инвестиционной платформы (далее – Оператор).
Основные требования к Инвестиционной платформе:
Основные требования к Оператору:
Контроль ЦБ РФ за осуществлением краудфандинговой деятельности:
Привлекать инвестиции с помощью данных платформ смогут российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. Инвесторами смогут выступать как юридические, так и физические лица.
Процесс инвестирования через инвестиционную платформу
Участники инвестирования заключают договоры с Оператором: лицо, осуществляющее инвестиции (далее – Инвестор, Инвесторы), заключает с Оператором договор об оказании услуг по содействию в инвестировании; лицо, привлекающее инвестиции - договор присоединения.
Лицо, привлекающее инвестиции, размещает в рамках Инвестиционной платформы инвестиционное предложение, которое содержит существенные условия договора инвестирования, срок действия предложения и минимальный объем инвестируемых денежных средств. Для того чтобы принять предложение, Инвестор должен соответствовать его требованиям, а также иметь номинальный счет, открытый у Оператора.
Инвестирование с использованием Инвестиционной платформы возможно только с помощью безналичных денежных средств, а исполнение обязательств участниками инвестирования (например, денежные обязательства в случае инвестирования путем предоставления займа) происходит также через Инвестиционную платформу.
Способы инвестирования
Закон выделяет следующие способы инвестирования с использованием Инвестиционных платформ:
Механизмы, направленные на защиту инвесторов
Закон вводит следующие ограничения в рамках регулируемой инвестиционной деятельности:
Закон также наделяет Инвесторов, которые приняли инвестиционное предложение, правом по собственной инициативе отказаться от заключения договора инвестирования в течение пяти рабочих дней с момента инвестирования и отозвать вложенные денежные средства. При этом необходимо учитывать, что данным правом можно воспользоваться не позднее дня прекращения действия инвестиционного предложения[19].
Российские компании, осуществляющие привлечение инвестиций с помощью краудфандинга, появились давно и ожидали правового регулирования данной сферы.
Принятие Закона должно положительно повлиять на дальнейшее развитие краудфандинга, однако некоторые ожидаемые аспекты правового регулирования привлечения инвестиций с использованием краудфандинговых платформ не нашли отражения в Законе:
Нерешенность данных вопросов может отрицательно сказаться на ликвидности обращаемых цифровых прав, а также на интересе к данному инструменту Инвесторов в целом и свидетельствует о необходимости совершенствования краудфандинга и дальнейшей доработки правового регулирования отношений по привлечению инвестиций с использованием краудфандинговых платформ, в том числе путем принятия подзаконных актов Банка России.
Несмотря на очевидность необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования краудфандинга, принятие Закона является значительным шагом в формировании российского цифрового законодательства, позволяющим малому и среднему бизнесу использовать новый источник финансирования в условиях правовой определенности.
[1] Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7).
[3] Часть 1 ст. 11 Закона.
[4] Часть 1 ст. 4 Закона.
[5] Части 1-2 ст. 10 Закона.
[6] Часть 3 ст. 10 Закона.
[7] Часть 8 ст. 10 Закона.
[8] Части 8–9 ст. 10 Закона.
[9] Пункт 7 ч. 1 ст. 2 Закона. Контрольным органом в сфере деятельности Операторов является ЦБ РФ.
[10] Пункт 1 ч. 1 статьи 16 Закона.
[11] Часть 8 статьи 10 Закона.
[12] Пункт 3, 5 ч. 1 статьи 16 Закона.
[13] Пункт 4 ч. 1 статьи 16 Закона.
[14] Пункт 6 ч. 1 статьи 16 Закона.
[15] Подробнее о цифровых правах – см. http://lp.ru/novoe_v_regulirovani
[16] Часть 2 ст. 13 Закона.
[17] Часть 1 ст. 6 Закона.
[18] Часть 1 ст. 7 Закона.
[19] Часть 4 ст. 13 Закона.