EN
EN

Обзор законодательства в сфере защиты и поощрения капиталовложений в Российской Федерации

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

1. Введение 

Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – Закон о ЗПК) принят и вступил в силу 01 апреля 2020 года. Исходя из пояснительной записки к законопроекту Закона о ЗПК, одной из целей закона является создание правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами. Достижение национальных целей развития Российской Федерации не может быть обеспечено исключительно за счет государственных ресурсов. Крайне важно, чтобы вызовы, обозначенные национальными проектами (программами), приняли и представители крупного бизнеса. Планировалось, что объем участия бизнеса в достижении национальных целей развития должен превышать объем государственного финансирования не менее чем в 2 - 3 раза и составить от 26 трлн. до 39 трлн. рублей[1]

Хотя с момента внесения в Государственную Думу ФС РФ Закон о ЗПК претерпел значительные изменения[2], одна из ключевых целей – гарантия сохранения правового режима реализации инвестиционного проекта – не изменялась.

На момент разработки настоящего обзора (далее – Обзор) приняты и вступили в силу:

Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – Закон о ЗПК);
постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1577, которым утверждены правила заключения, изменения, прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – Правила заключения СЗПК);
Правила заключения СЗПК действуют до 1 апреля 2021 г. К 02 апреля 2021 г. должны быть разработаны и вступить в силу правила заключения СЗПК с использованием ГИС «Капиталовложения»;
постановление Правительства РФ от 03.10.2020 № 1599, которым утверждены правила предоставления из бюджета РФ субсидий на возмещение затрат, понесенных на создание или реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур (далее - Правила возмещения затрат на инфраструктуру за счет РФ).

2. Сфера применения соглашений о защите и поощрении капиталовложений

В соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК) публично-правовое образование (или несколько публично-правовых образований) обязуется обеспечить применение предусмотренной СЗПК стабилизационной оговорки, а организация, реализующая инвестиционный проект (далее – Организация, Проект), имеет право требовать применения такой стабилизационной оговорки от соответствующего публично-правового образования. 

2.1. Требования к Проекту

СЗПК может быть заключено в отношении Проектов, удовлетворяющих следующим требованиям:

1) Проект направлен:

на создание новых или реконструкцию (модернизацию) существующих объектов недвижимого имущества и их последующую эксплуатацию

       и (или)

на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации

в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду;

2) Проект должен являться «новым инвестиционным проектом»:

решение об утверждении бюджета на капитальные расходы принято до дня вступления в силу Закона о ЗПК, но не ранее 7 мая 2018 года, при этом заявление о реализации проекта в подано не позднее 31 декабря 2021 года;
решение об утверждении бюджета на капитальные расходы принято после дня вступления в силу Закона о ЗПК, а заявление о реализации проекта подано не позднее одного календарного года после принятия такого решения;

3) объем капиталовложений Организации составляет не менее 200 млн рублей;

4) проект реализуется в одной их сфер российской экономики, не входящих в предусмотренный Законом о ЗПК перечень исключений[3].

2.2. Особенности капиталовложений, учитываемых для целей СЗПК

Капиталовложения - вложенные в Проект денежные средства Организации или проектной компании, предоставленные ей инвестором (инвесторами) в качестве взносов в уставный (складочный) капитал и (или) вкладов в имущество, или вложенные в инвестиционный проект денежные средства иной организации, реализующей проект. Также к капиталовложениям относятся пожертвования инвестора, если СЗПК реализуется в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

Капиталовложением не являются вложенные в Проект:

заемные денежные средства;
денежные средства бюджетов бюджетной системы РФ;
денежные средства, полученные от организаций с публичным участием, подлежащих казначейскому сопровождению.

Таким образом, в капиталовложения не включаются затраты, источником финансирования которых являются заемные средства (заменые средства инвесторов, банковские кредиты, заемное облигационное финансирование, иные средства, полученные на возвратной основе). Для целей Закона о ЗПК, таким образом, учитывается только акционерный капитал (equity), что предполагает участие в СЗПК инвесторов с большим объемом собственных средств. Применение иных инструментов проектного финансирования, основанных на заемных обязательствах, не позволит инвестору заключить ЗКП или получить ожидаемый объем стабилизационной оговорки.  

Чтобы читать обзор полностью, пожалуйста, загрузите PDF из раздела Материалы справа.


[1]        Пояснительная записка к проекту Закона о ЗПК.

[2]        На момент внесения в Государственную Думу ФС РФ законом предусматривалось, что он формирует основы законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности и о ее развитии в Российской Федерации, о защите и поощрении капиталовложений. В текущей редакции предмет Закона о ЗПК значительно скромнее: закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

[3]        Часть 1 статьи 6 Закона о ЗПК.

Участники