EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Оборот ЦФА на территории РФ

НовостиКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Положительная динамика в сфере регулирования ЦФА.

Автор комментария к статье Антонины Левашенко и Марии Гирич «Обзор нового Закона о ЦФА» (см.: «АГ». 2020. №№ 24 (329)) возвращается к ее теме ключевые положения рассматриваемого Закона, неурегулированные и дискуссионные аспекты оборота цифровых прав, к обзору международного опыта. Во многом разделяя позицию, обозначенную в данной статье, комментатор предлагает дополнить ее в части исследования соотношения Закона о ЦФА с действующим законодательством, определения места цифровых финансовых активов (далее ЦФА) в системе цифровых и гражданских прав, преодоления пробелов в регулировании их оборота. 

Авторы комментируемой статьи анализируют понятие «цифровая валюта», предусмотренное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА), и  рассматривают другие вопросы, возникающие в ходе легализации криптосферы, опираясь на подходы, сформированные международной организацией, которая специализируется на выработке стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ФАТФ).

По мнению авторов статьи, понятие «виртуальная валюта», используемое в публикациях ФАТФ, расширилось по сравнению с 2014–2015 гг., когда оно трактовалось в более узком смысле. Опираясь на международный опыт, они приходят к выводу о том, что понятие «цифровая «валюта» является более широким, охватывает криптовалюты и другие возможные формы выражения цифровой стоимости, а это может создавать определенные риски.

В статье сделан акцент на некоторых противоречиях Закона о ЦФА: с одной стороны, цифровые валюты признаются договорным средством платежа, но, с другой стороны, установлен запрет на использование криптовалют в качестве встречного предоставления за товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. По мнению авторов, имеющиеся противоречия негативным образом повлияют на практическое применение законодательства о ЦФА.

Несмотря на некоторые недостатки Закона о ЦФА, необходимо отметить и положительную динамику в развитии регулирования и оборота цифровых финансовых активов.

Прежде всего, указанный Закон, идя в фарватере практики признания ЦФА объектом гражданских прав, допускает их оборот на территории РФ.

Со вступлением нового Закона в силу ЦФА могут передаваться по наследству, подлежать разделу как общее имущество супругов, быть предметом залога, сделок купли-продажи и иных сделок, связанных с ЦФА , включая обмен на ЦФА другого вида, включаться в конкурсную массу и обеспечиваться судебной защитой.

Интересно, что еще до принятия изменений в ГК РФ о цифровых правах в российской правоприменительной практике при рассмотрении дел о банкротстве уже был сформирован подход, в соответствии с которым суды удовлетворяли требования о включении криптовалюты в конкурсную массу и понуждении передать пароль доступа к электронному кошельку (например, дела № А40-12639/2016, А13-3814/2016, А40-124668/2017).

Соответственно, согласно сложившейся судебной практике суды относят цифровые права к объектам гражданских прав и квалифицируют криптовалюту как «иное имущество» применительно к ст. 128 ГК РФ.

О развитии правового поля для цифровых прав также свидетельствует тот факт, что в августе 2020 г. в Экспобанке был оформлен кредит, впервые обеспеченный криптовалютой (токенами Waves).

Следует отметить и позицию мегарегулятора финансового рынка в отношении цифровых активов. Несмотря на то, что с 2014 года по настоящее время официальная позиция Банка России в отношении оборота криптовалюты остается, скорее, негативной, запрета на криптовалюту нет.

В 2014 году Банк России отмечал, что операции с виртуальными валютами носят спекулятивный характер и рассматриваются как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций [1]. В 2017 году Банк России подтвердил, что операции с криптовалютой несут в себе высокие риски, как связанные с волатильностью обменного курса, так и риски технологического характера [2]. В декабре 2019 г. глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что «ЦБ изучает сферу цифровых денег, но пока не может оценить, какие преимущества дает новый вид активов по сравнению с существующими электронными безналичными платежами [3]. Директор юридического департамента Банка России Алексей Гузнов в марте 2020 г. в интервью подтвердил неизменность позиции по данному вопросу [4]. Представители Банка России считают, «что существуют большие риски при легализации обращения криптовалюты, как с точки зрения финансовой стабильности и системы противодействия отмывания доходов, так и с точки зрения защиты прав потребителей» [5].

Несмотря на негативную позицию Центрального банка относительно выпуска и обращения криптовалюты, участникам разработки проекта закона о ЦФА удалось прийти к консенсусу, который состоит в том, что владение цифровой валютой не запрещено. При разработке законодательства о ЦФА сложность состоит в том, что, с одной стороны, правовое регулирование не должно препятствовать развитию новых технологий, с другой стороны, необходимо вводить ряд ограничений, которые должны быть технологически реализуемы.

Помимо недостатков Закона о ЦФА, авторы комментируемой статьи отмечают и его преимущества. Одно из них, по их мнению – утверждение правил законного выпуска ЦФА в России. В статье сделан акцент на разграничении правового регулирования ЦФА, которые могут представлять собой права денежных требований, а также другие права, и ЦФА в виде эмиссионных ценных бумаг.

Безусловно, ЦФА и бездокументарные ценные бумаги имеют схожие черты, однако принципиальным отличием является способ организации учета и обращения. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя. ЦФА учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. По общему правилу записи о ЦФА можно будет вносить или изменять по указанию лица, которое выпустило эти активы, а также их обладателя.

Авторы обзора нового Закона о ЦФА подчеркивают факт введения нового субъекта крипторынка – операторов обмена ЦФА и анализируют опыт зарубежных стран в вопросе правового регулирования криптобирж.

В статье содержится вывод о том, что Россия могла бы воспринять европейский опыт регулирования криптобирж. Например, в России мог бы быть введен порядок регулирования деятельности криптобирж, аналогичный порядку, который действует в Швейцарии – путем получения лицензии Центрального банка, а также выполнения ряда установленных требований к капиталу, в сфере ПОД/ФТ, страхования, безопасности и проч. Однако следует отметить, что в России также складывается централизация регулирования ЦФА, поскольку их оборот регулируется Банком России: оператора информационной системы ЦБ включает в специальный реестр и согласовывает правила информационной системы.

В выполненном обзоре Закона о ЦФА затронуты и иные важные вопросы: о соотношении данного Закона с законодательством о ПОД/ФТ, декларировании и налогообложении.

Помимо указанных авторами статьи сфер регулирования, Законом о ЦФА вносятся изменения в федеральные законы о несостоятельности (банкротстве), о рекламе, об исполнительном производстве, о краудфандинге и другие федеральные законы.

По нашему мнению, для полноты анализа, проведенного в рамках данной статьи, следовало бы затронуть вопрос, касающийся соотношения Закона о ЦФА с действующим законодательством, проанализировать проблему места ЦФА в системе цифровых и гражданских прав, а также рассмотреть неурегулированные аспекты в области оборота цифровых активов.

****************

[1] https://cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm

[2] https://cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04t18_31_05.htm

[3] https://www.rbc.ru/crypto/news/5d9ef9c59a7947157f02bb5d

[4] https://old.cbr.ru/press/int/guznov_2020-03-16/

[5] https://old.cbr.ru/press/int/guznov_2020-03-16/.

 

Источник : Адвокатская газета, материал выпуска  №24 (329) 16-31 декабря 2020г. 

 

 

Участники

София Синякова Юрист практики Цифровые технологии

Материалы

PDF статьи