EN
EN

Собственникам ряда финансовых компаний придется покинуть «зону комфорта»

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Новые регуляторные требования в отношении акционеров финансовых организаций

Все сложнее участникам российского финансового рынка становится соответствовать требованиям регулятора. На этот раз законодательные новшества коснулись акционеров, владеющих более 10 процентами акций (долей) некредитных финансовых организаций. 29 июля 2017 года подписан Федеральный закон
№ 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» (далее – Закон), в соответствии с которым некоторым участникам финансового рынка придется все же пересмотреть свою структуру собственности. К таким организациям относятся, в том числе: управляющие компании «Альфа-Капитал» и «МДМ» (собственники зарегистрированы на Виргинских островах и островах Гернси), микрофинансовые организации «СМС Финанс» и «Лига денег» (собственники зарегистрированы на Виргинских островах).

Анализ внесенных изменений.

Закон вводит повышенные требования к деловой репутации лиц, имеющих право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорными отношениями, предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) некредитных финансовых организаций, распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал финансовой организации (далее - лицо, имеющее право распоряжения акциями финансовой организации). В частности, такими лицами не могут быть юридические лица (или их основные общества), у которых за нарушения были отозваны лицензии, а также лица, не соответствующие требованиям к финансовому положению и деловой репутации.

Однако наиболее интересным стало требование, согласно которому лицом, имеющим право распоряжения акциями финансовой организации, не может являться лицо, зарегистрированное в так называемых «налоговых гаванях» - государствах (территориях), предоставляющих льготный налоговый режим, а также конфиденциальность при проведении финансовых операций (офшорные зоны). На настоящий момент их перечень утвержден Министерством финансов Российской Федерации[1]. Указанный перечень преимущественно не корректировался, кроме исключения из него Республик Кипр[2]и Мальта[3]. В перечне продолжают фигурировать такие известные офшорные зоны, как: Антигуа и Барбуда, Бермуды, Британские Виргинские острова, Мальдивская Республика, острова Кайман и др.

Внедрение указанных норм является одним из этапов продолжающегося процесса деофшоризации российской экономики, а также попыткой повышения эффективности контроля и надзора над прозрачностью структуры собственности финансовых организаций со стороны регулирующих органов.

Закон также вносит изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части утверждения полномочий Банка России по оценке соответствия должностных лиц и иных лиц финансовой организации установленным законодательством Российской Федерации квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Помимо этого, вносятся изменения и в профильное законодательство. Так, новые требования устанавливаются в отношении лиц, имеющих право распоряжения акциями (долями, если применимо) страховых организаций[4], негосударственных пенсионных фондов[5], управляющих компаний[6] и микрофинансовых компаний[7] (далее при совместном упоминании – финансовые организации).

Прим.: обращаем внимание, Закон не предусматривает изменений в законодательство Российской Федерации о ценных бумагах. В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг данные требования применяться не будут, за исключением деятельности
форекс-дилеров и их собственников, что, по нашему мнению, вполне объяснимо. Деятельность
форекс-дилера стала лицензируемой и регулируемой относительно недавно (в 2015 году) – после внесения изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». С учетом того, что в настоящее время деятельности форекс-дилеров уделяется значительное внимание со стороны регулирующих органов,  к учредителям (участникам) форекс-дилера также предъявляется требование, согласно которому лицом, имеющим право распоряжения акциями (долями) форекс-дилера, не может являться  юридическое лицо, зарегистрированное в офшоных зонах[8].

Как избежать нарушения?

В случае выявления самой финансовой организацией несоответствия лиц, имеющих право распоряжения ее акциями, соответствующему требованию к деловой репутации, необходимо в письменной форме уведомить об этом Банк России.

В случае установления Банком России фактов несоответствия, он направляет указанному лицу предписание:

  об устранении нарушений и (или) об уменьшении участия указанного лица в уставном капитале финансовой организации до разрешенного размера;

  об устранении нарушений и (или) о совершении сделки (сделок), направленной на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации.

Не позднее одного дня после направления предписания Банк России размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о нем и направляет копию в финансовую организацию.  С указанного момента и до момента отмены предписания лицо, в отношении которого оно направлено, имеет право голоса только по акциям (долям) финансовой организации в количестве, не превышающем 10 процентов акций (долей), составляющих уставный капитал финансовой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие указанным лицам, голосующими не являются и при определении кворума общего собрания акционеров (участников) финансовой организации не учитываются[9].

Во исполнение законодательных требований указанным в предписании Банка России лицам необходимо:

    Не позднее дня, следующего за днем получения копии предписания, довести до сведения своих акционеров (участников) соответствующую информацию;
    Исполнить предписание в указанный в нем срок;
    Уведомить в установленном порядке финансовую организацию и Банк России в срок, не превышающий пяти дней со дня исполнения предписания;
    После получения копии акта об отмене Банком России предписания в связи с его надлежащим исполнением довести до сведения своих акционеров (участников) соответствующую информацию (не позднее дня, следующего за днем получения сведений
    от Банка России).

         Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, то есть 28 января 2018 года. Таким образом, законодатель дал время финансовым организациям привести свою структуру собственности в соответствие с новыми требованиями.

Мы обращаем Ваше внимание, что своевременное соблюдение утвержденных норм позволит Вам избежать следующих негативных последствий:

  обращения Банка России в суд с требованиями: (1) о прекращении права распоряжаться более 10 процентами акций финансовой организации; (2) об уменьшении доли участия указанных лиц в уставном капитале финансовой организации до допустимого размера;
(3) о прекращении контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации - в случае неисполнения предписания Банка России;

  обжалования Банком России в судебном порядке решений общего собрания акционеров (участников) финансовой организации, принятых с нарушением требований, установленных законом, и сделок, совершенных во исполнение указанных решений, – в случае если участие акционера (участника) в голосовании повлияло на решения, принятые общим собранием акционеров (участников) финансовой организации;

  отказа в выдаче соискателю лицензии на осуществление соответствующей деятельности – в случае несоответствия лицензиата предъявляемым требованиям;

  отказа со стороны Банка России в предоставлении предварительного согласия (последующего одобрения) на совершение сделок, предусмотренных законом (в том числе, на приобретение более 10 процентов акций (долей) финансовой организации), – в случае признания лица, имеющего право распоряжения акциями финансовой организации, не соответствующим требований к деловой репутации и иным требований, установленным законодательством Российской Федерации.

Мы будем следить за процессом введения указанных норм в действие и держать Вас в курсе.

 


[1] Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

[2] Приказ Минфина России от 21.08.2012 № 115н «О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н».

[3] Приказ Минфина России от 02.10.2014 № 111н «О внесении изменений в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н».

[4] Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
(в новой редакции).

[5] Федеральный закон от 7.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в новой редакции).

[6] Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в новой редакции).

[7] Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в новой реакции).

[8] Статья 10.2-2 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[9] Указанное ограничение не распространяется на случаи, если протокол общего собрания акционеров (участников) финансовой организации составлен в день размещения Банком России информации о направленном предписании или ранее указанного дня.

Скачать PDF