EN
EN

Отрасли

  • Авиация и аэропорты
  • Автомобильная промышленность
  • Банки и финансовые институты
  • Государственный сектор
  • Грузоперевозки и логистика
  • Добыча и природные ресурсы
  • ЖКХ
  • Интернет и информация
  • Инфраструктура
  • Машиностроение
  • Медицина и фармацевтика
  • Металлургия
  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Эмиссия по новым правилам

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

 24 января 2018 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 319413-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (далее – Законопроект).

Законопроект направлен на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг и оптимизацию требований к раскрытию информации.

Ключевые вопросы, затронутые Законопроектом

Передача части полномочий по регистрации выпусков определенных видов ценных бумаг и подготовке уведомлений об итогах выпуска специализированным участникам рынка ценных бумаг (регистраторам, депозитариям, бирже), что позволит разгрузить Банк России и сократить издержки эмитентов на соответствующие процедуры.

Более гибкий подход регулятора к процедуре эмиссии ценных бумаг в зависимости от вида ценных бумаг и структуры выпуска (исключение некоторых корпоративных процедур, устранение дублирования одной и той же информации в разных документах, расширение возможностей по регистрации программ облигаций, выпуску коммерческих и биржевых облигаций, появление права подписи эмиссионных документов по доверенности, подачи документов в электронной форме и иные).

Возможность размещения бессрочных облигаций не только для кредитных организаций, но и для всех прочих юридических лиц.

Применение к эмитентам принципа пропорционального регулирования в вопросах раскрытия информации, что позволит снизить трудозатраты небольших непубличных компаний и повысить прозрачность больших публичных корпораций.

Сокращение случаев необходимости регистрации проспекта.

Ниже представляем вашему вниманию краткий обзор основных изменений, предлагаемых Законопроектом.

Общие вопросы

Исключается деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные, на именные и на предъявителя. В связи с этим:

из Закона о РЦБ[1] исключается сертификат ценной бумаги в качестве документа, закрепляющего права владельцев на эмиссионные ценные бумаги. Отмена сертификата, в свою очередь, решает проблему дублирования фиксации прав по облигациям в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг, то есть единственным документом, содержащим сведения о правах владельцев ценных бумаг, становится решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

права владельцев на эмиссионные ценные бумаги удостоверяются записями на лицевых счетах в реестре или записями по счетам депо в депозитариях.

Предусматривается освобождение эмитентов от обязанности представления в Банк России уведомления об итогах выпуска; такая обязанность возлагается Законопроектом на регистратора или депозитария.

Уточняются особенности регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями. В Закон о РЦБ вносятся уточнения, в соответствии с которыми:

вводится понятие «регистрирующая организация», которой может являться регистратор, биржа или центральный депозитарий;

регистрирующая организация может осуществлять регистрацию выпусков ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом о РЦБ;

регистрация выпуска, осуществляемая Банком России, называется государственной регистрацией, регистрация, осуществляемая регистрирующей организацией, –регистрацией, понятие «присвоение выпуску идентификационного номера» исключается.

Среди особенностей регистрации выпусков регистрирующими организациями можно выделить следующие:

регистрация выпуска осуществляется регистрирующей организацией при условии заключения договора с такой организацией;

регистрирующие организации вправе определить дополнительные документы для регистрации и вправе устанавливать дополнительные основания для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг;

регистрирующая организация вправе отказать в регистрации без объяснения причин. В таком случае вознаграждение за рассмотрение документов не взимается;

в случае отказа регистрирующей организации в регистрации выпуска эмитент вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации в Банк России.

Появятся новые возможности, которые будут способствовать упрощению процедуры эмиссии и снижению затрат на подготовку эмиссионных документов, а именно:

подписание эмиссионных документов (в том числе решения о выпуске, проспекта ценных бумаг, отчета/уведомления об итогах выпуска) по доверенности;

подача документов на регистрацию в электронной форме.

Эмиссия акций

Вносятся следующие изменения в процедуру регистрации выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ:

регистрация может осуществляться регистратором;

акции размещаются на основе договора о создании акционерного общества либо решения об учреждении (в случае учреждения одним лицом);

решение о выпуске акций утверждается учредительным собранием и подписывается лицом, определенным в договоре о создании / решении об учреждении;

решение о регистрации выпуска акций принимается до и вступает в силу после внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации акционерного общества;

операции, связанные с размещением акций, проводятся после получения документа, подтверждающего государственную регистрацию акционерного общества.

Эмиссия облигаций

Отменяется требование об утверждении решения о выпуске облигаций (за исключением облигаций, конвертируемых в акции). Законопроектом предусматривается только необходимость его подписания.

Устраняется необходимость дублирования условий размещения облигаций в решении о выпуске и проспекте ценных бумаг. При отсутствии проспекта ценных бумаг или при отсутствии в проспекте ценных бумаг такой информации появится возможность отражать условия размещения ценных бумаг в отдельном документе. При этом если такой документ содержит условия размещения облигаций в рамках программы облигаций, то допускается указание примерного количества размещаемых облигаций, которое может быть увеличено по решению эмитента в течение срока размещения облигаций.

Снимается ограничение в части срока размещения облигаций (за исключением конвертируемых в акции) в 1 год с даты регистрации выпуска. Теперь разместить облигации можно и за пределами такого срока, однако если в отношении облигаций зарегистрирован проспект, то разместить такие облигации необходимо в течение 1 года с даты регистрации проспекта, а по истечении этого срока их размещение допускается при условии регистрации нового проспекта.

Предусматривается возможность выпуска бессрочных облигаций (без определения срока их погашения). Законопроектом предусматриваются следующие особенности в отношении таких облигаций:

такие облигации не могут быть конвертируемыми;

их регистрация осуществляется только Банком России;

возможно предусмотреть право эмитента в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов по таким облигациям, в то время как владельцы облигаций не вправе предъявлять требования об их досрочном погашении;

требования владельцев таких облигаций в рамках процедуры банкротства эмитента удовлетворяются в последнюю очередь – после всех иных кредиторов;

к эмитенту таких облигаций предъявляются особые требования: правом выпускать такие облигации наделяются только эмитенты, чьи облигации находятся в обращении не менее 5 лет и в отношении которых отсутствуют случаи существенного нарушения условий исполнения обязательств, то есть эмитенты, имеющие длительную положительную кредитную историю.

На международном рынке так называемые бессрочные облигации являются распространенным инструментом, а заемщики, использующие такой вид финансирования, обладают высоким кредитным рейтингом. Преимуществом таких облигаций для эмитента является возможность на свое усмотрение осуществить их досрочное погашение и тем самым иметь возможность регулировать будущие денежные потоки, связанные с рефинансированием.

Возможность эмиссии облигаций по упрощенной процедуре в рамках программы облигаций распространяется на любые облигации, не конвертируемые в акции. В настоящий момент разместить в рамках программы можно только ограниченный круг облигаций (облигации с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, жилищные облигации с ипотечным покрытием, биржевые и коммерческие облигации).

Появилась возможность выпускать биржевые и коммерческие облигации с залоговым обеспечением в виде ипотечного покрытия. Сейчас такие виды облигаций не могут выпускаться с залоговым обеспечением.

Утрата обеспечения по облигациям либо существенное ухудшение условий такого обеспечения будет считаться существенным условием исполнения обязательств по облигациям, если иное не будет предусмотрено решением о выпуске облигаций с таким обеспечением. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность урегулировать вопрос отнесения утраты обеспечения / ухудшения обеспечения к существенным условиям исполнения обязательств по облигациям в эмиссионной документации с учетом структуры выпуска и обеспечения по нему.

Предполагается, что сведения о представителе владельцев облигаций будут содержаться в реестре эмиссионных ценных бумаг[2], ведение которого осуществляется Банком России. На текущий момент имеется только общий реестр компаний, которые могут осуществлять функции представителя владельцев облигаций. Включение этой информации в реестр эмиссионных ценных бумаг позволит получить ее по каждому отдельному выпуску более оперативно, без необходимости проверки эмиссионной документации и последующих изменений к ней в случае, если произошла смена такого лица.

Раскрытие информации

Законопроект вносит определенные новеллы в регулирование вопросов, связанных с раскрытием информации. Так, предусматривается возможность установления Банком России различных требований к раскрытию:

проспекта ценных бумаг;

бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной или индивидуальной (если эмитент вместе с другими компаниями не создает группу) финансовой отчетности эмитента;

информации в форме отчета[3] эмитента;

информации в форме сообщений о существенных фактах в зависимости от:

вида, категории (типа) ценных бумаг;

вида основной деятельности эмитента;

того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса.

Законопроект прямо освобождает специализированные общества и ипотечных агентов от раскрытия информации в форме финансовой отчетности, минимизируя затраты компаний с ограниченной правоспособностью на раскрытие такой информации.

Таким образом, можно наблюдать последовательность политики Банка России по пропорциональному регулированию, которое началось в банковском секторе и постепенно распространяется на профессиональных и иных участников рынка ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг

Помимо различных требований в зависимости от указанных выше параметров законодателем также вносятся иные изменения к содержанию проспекта.

Оно будет зависеть от того, раскрывает ли эмитент информацию в форме отчетов и сообщений о существенных фактах, а также от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг.

Резюме (введение) проспекта ценных бумаг должно быть изложено понятным языком для лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами.

В целях повышения уровня прозрачности информации об эмитенте и его группе лиц вводится требование о необходимости раскрытия в составе проспекта финансовой отчетности эмитента в соответствии с МСФО (консолидированной либо индивидуальной, если эмитент вместе с другими компаниями не создает группу).

Из содержания проспекта исключаются сведения о порядке размещения ценных бумаг, кроме акций и конвертируемых в акции ценных бумаг.

Законодателем обновлен перечень условий, при соблюдении которых возможна регистрация выпуска ценных бумаг без регистрации проспекта. Среди основных изменений – снятие ограничений в 500 участников подписки и увеличение порогов привлекаемых эмитентом при размещении средств. Подробное сравнение текущего и нового перечня приведено в приложении к настоящему обзору.

В целом можно отметить сокращение количества случаев, когда необходима регистрация проспекта, что говорит о снятии излишних административных преград при осуществлении эмиссии ценных бумаг.

Об оптимизации требований к процедуре эмиссии ценных бумаг также свидетельствуют следующие новые возможности, предусмотренные Законопроектом:

распространить проспект не только на несколько выпусков, но и на несколько программ облигаций;

зарегистрировать несколько дополнительных частей проспекта (для разных условий размещения ценных бумаг);

представить уведомление о составлении проспекта ценных бумаг вместо его регистрации. При этом условия, при которых возможно представление такого уведомления вместо регистрации, Законопроектом не уточняются и будут дополнительно устанавливаться Банком России.

Сообщения о существенных фактах

Необходимость пересмотра состава таких сообщений продиктована существующей практикой. Согласно статистике, которую законодатель приводит в пояснительной записке к Законопроекту, процент раскрытия сообщений об иных фактах, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг (то есть фактов, раскрытие или нераскрытие которых эмитентом осуществляется на свое усмотрение), составляет не более 1% от всех событий, которые раскрываются эмитентами. Законодателем подчеркивается, что обязанность раскрывать такие факты не приводит к реальному раскрытию информации о действительно важных для инвесторов вопросах. Так, например, среди российских эмитентов не распространена практика раскрытия информации о том, что реальная прибыль компании оказалась ниже ожидаемой.

В связи с этим из статьи 30 Закона о РЦБ Законопроектом исключен перечень сведений, которые подлежат раскрытию в форме сообщений о существенных фактах. Требования к составу и содержанию такой информации теперь будут устанавливаться напрямую Банком России.

Вступление в силу

Предполагается, что Законопроект вступит в силу по истечении одного года с даты опубликования. Указанный период будет необходим для того, чтобы эмитенты смогли подготовиться к новым правилам, а также для принятия Банком России уточняющих нормативных актов.

Необходимо отметить, что Законопроект устанавливает общую канву предстоящих изменений касательно эмиссии ценных бумаг и раскрытия информации. Более подробно новые правила будут дополняться и уточняться нормативно-правовыми актами Банка России. На текущий момент проекты изменений в такие подзаконные акты отсутствуют, соответственно, сложно прогнозировать, насколько масштабными могут быть предполагаемые нововведения.

 

Мы будем держать вас в курсе касательно дальнейшего прохождения Законопроекта в Государственной Думе и процедуры принятия соответствующего закона.

Перечень условий, при которых регистрация выпуска может не сопровождаться составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг

Текущая редакция

Планируемая редакция

1

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они предлагаются только квалифицированным инвесторам, за исключением лиц, имеющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг

2

В соответствии с условиями размещения акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества – эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500

В соответствии с условиями размещения акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, они предлагаются только лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества – эмитента

3

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они предлагаются заранее определенному кругу лиц, число которых не превышает 150, без учета квалифицированных инвесторов и лиц, имеющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг

4

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500

5

Сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 миллионов рублей

Сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного календарного года не превышает один миллиард рублей

6

Сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четыре миллиарда рублей

Сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного календарного года не превышает четыре миллиарда рублей

7

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех миллионов рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500

В соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона четырехсот тысяч рублей

8

В случае государственной регистрации отдельного выпуска облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций

Если облигации размещаются в рамках программы облигаций и с даты регистрации проспекта облигаций, зарегистрированного одновременно с регистрацией программы облигаций, не истек один год

 

[1] Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[2] На текущий момент такой реестр ведется Банком России в тестовом режиме.

[3] Законопроект заменяет текущее понятие «ежеквартальный отчет» на «отчет». В связи с этим не исключаем, что Банк России изменит подход к составу, содержанию и срокам раскрытия таких отчетов эмитентами.

Участники