EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Амнистия капитала 3.0

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

6 февраля Президент РФ на форуме «Деловой России» предложил в очередной раз продлить сроки добровольного декларирования физическими лицами имущества, активов и счетов за рубежом (амнистии капитала), второй этап которого планировалось завершить 28 февраля 2019 г.

Налоговая амнистия капитала — широко распространенная кампания в международной практике, проводимая примерно в 40 странах. Представляется, что это — некий шаг государства навстречу гражданам, в том числе в связи с присоединением к автоматическому обмену информацией между странами.

Правила амнистирования в разных странах разнятся: одни требуют репатриации средств и активов в страну, проводящую амнистию; другие освобождают от уголовной ответственности, но требуют уплаты налогов и/или штрафов. В России на сегодняшний день самые лояльные правила — освобождение от налоговой, административной (по восьми составам) и уголовной (по шести составам) ответственности.

Несмотря на отсутствие единообразия правил и условий проведения добровольного декларирования, цель у данной кампании одна: получение государством дополнительных средств в бюджет посредством их вывода из теневого сектора взамен на прощение (частичное прощение) прошлых долгов граждан.

Как показал опыт, первый этап амнистии не позволил государству добиться желаемых результатов — многие граждане не верили, что в РФ каким-либо образом узнают о наличии у них активов за рубежом. Кроме того, недостаточно конкретизированные условия амнистии во многих ситуациях оставляли вопросы о том, стоит ли ею пользоваться.

Второй этап стал гораздо более популярным. И хотя решение о продлении амнистии принималось на бегу и остались все те недоработки, которые имели место в рамках первой волны, декларанты тем не менее захотели раскрыть свои счета в иностранных банках и иностранные компании, поскольку поняли, что Россия уже получила и будет в дальнейшем получать информацию о личных счетах российских резидентов в иностранных банках, а также счетах контролируемых ими пассивных компаний.

Вопрос об эффективности третьего этапа, который сегодня активно обсуждается в прессе, недостаточно очевиден. В рамках него предлагается распространить действие амнистии на тех, кто переводит свои активы в Россию, и тех, кто регистрирует бизнес в САР.

Между тем одним из ключевых плюсов предыдущих этапов как раз и являлось отсутствие обязанности возвращать свои активы в РФ. Лица, использующие иностранные компании для ведения бизнеса и владения активами, а также просто хранящие свои активы за рубежом, не хотят переводить их в Россию.

Причин для такого поведения много. В основном люди руководствуются «страновым» риском, в частности рассматривают само государство в лице определенных его органов в качестве источника такого риска; их не устраивают ограничения валютного законодательства, а также правила налогового законодательства и налогового администрирования.

Некоторые владельцы среднего бизнеса не рассматривают возможность ведения бизнеса только на территории РФ (без использования иностранных компаний), поскольку здесь действует слишком обременительное валютное законодательство; для целей налогового учета нельзя принять расходы без полного комплекта бумаг в оригиналах, в то время как многие иностранные контрагенты предоставляют только инвойсы и только в электронном виде (соответственно, такие факторы сильно увеличивают и без того существенную налоговую нагрузку), и т.д.

Люди, имеющие активы в виде денежных средств, предпочитают хранить их в более надежных иностранных банках, а люди, инвестирующие в какие-либо финансовые активы (ценные бумаги и т.п.), часто вынуждены создавать для этого иностранные компании, чтобы избежать получения на уровне физического лица существенного налогооблагаемого дохода, который возникает исключительно из-за нестабильности курса российского рубля (так называемый налог на курсовую разницу), а также необходимости соблюдения совершенно неразумных ограничений валютного законодательства.

Соответственно, оценить новую волну амнистии можно будет только после того, как станут известны ее конкретные условия. Например, не совсем понятно условие о переводе своих активов в Россию, поскольку законодательство не запрещает увести их обратно за рубеж через пару дней.

В любом случае нам представляется, что только единицы могут заинтересоваться амнистией при условии перевода компаний на территорию САР. Препятствием будут не сами законодательные условия ведения бизнеса в САР, а общее недоверие к российской юрисдикции, в том числе из-за неразумности налогового и иного администрирования, негибкости валютного законодательства, пробюджетного настроя судебной системы и т.п.

 

Источник: Издательская группа «Закон»

Участники

Материалы


Скачать pdf