EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Агрегатор тоже должен отвечать

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Мосгорсуд впервые вынес решение, которое обязывает компанию, распределяющую заказы среди таксистов, возместить ущерб родственникам погибшей в автоаварии женщины. Тяжба была долгой – в итоге ответственность легла и на водителя такси, который устроил аварию, и на владельца его машины, и на компанию-агрегатор. Подробности – у обозревателя “Вестей FM” Сергея Артемова.

Верховный суд в начале года постановил, что ущерб пострадавшим в такси должны выплачивать все, кто имеет отношение к таким перевозкам. Высшая инстанция отменила решения предыдущих судов по резонансному делу, связанному со смертью пассажирки в аварии в октябре 2014 года. Через полгода после аварии Гагаринский суд Москвы признал водителя такси Skoda Octavia Неклюдова виновником аварии, в которой погибла женщина. Ее родные – муж и 3 дочери – подали иск в Лефортовский суд, требуя взыскать с самого Неклюдова, с гражданина Комарова, собственника машины, и компании “Такси Престиж”, которая получила и отправила водителю злополучный заказ, совокупно 6 000 000 рублей компенсации морального вреда и еще 552 000 – на оплату ритуальных услуг. В феврале 2016 года суд постановил: взыскать с Комарова 552 000 рублей расходов на погребение, а с водителя Неклюдова – по 700 000 каждому из 4 родственников. Итого – 3 352 000 рублей. Однако при этом агрегатор “Такси Престиж” был исключен из списка ответчиков – со ссылкой, что он выполнял сугубо диспетчерские функции.

Недовольные истцы отправились дальше – в Московский городской суд. Но там в декабре 2016 года решение было подтверждено, за очередным минусом для семьи погибшей – Комаров от выплаты 552 000 был освобожден.

Очередная апелляция родственников попала теперь уже в Верховный суд. В феврале 2018 года все предыдущие решения им были отменены, дело возвращено на пересмотр. С обоснованием: агрегатор тоже должен отвечать. Комментирует адвокат Владислав Кочерин:

КОЧЕРИН: Верховный суд разобрался, что агрегаторы также являются участниками договора по перевозке пассажира, поскольку предлагают услугу, передают заказ и берут плату за проезд. То есть они фактически являются участниками договорных отношений, и у них возникают самостоятельные права и обязанности в этой ситуации. Поэтому тот ущерб, те проблемы, которые причинены непосредственно водителями, сотрудничающими с агрегаторами, являются совместным причинением вреда, поскольку эти компании оказывают услугу по перевозке пассажиров совместно. Верховный суд более глубоко изучил эти отношения и принял прецедентное решение, которым, видимо, будут теперь руководствоваться суды по всей Российской Федерации.

На днях Московский городской суд вынес новое решение по этому делу – затраты на погребение должны поровну возместить владелец машины Комаров и агрегатор – компания “Такси Престиж” – по 264 000 рублей. Кроме того, оба ответчика обязаны выплатить супругу женщины и ее 3 дочерям по 100 000 рублей. В общей сложности семья должна получить 1 328 000 рублей. На первый взгляд, почти втрое меньше, чем в исходном решении Лефортовского суда, которое истцы и оспаривали. Но в конце своего нынешнего определения Мосгорсуд также указал: “в остальном решение Лефортовского суда оставить в силе”. То есть водитель Неклюдов по-прежнему должен выплатить 2 800 000 в совокупности, замечает старший юрист адвокатского бюро “Линия права” Александр Дондоков.

ДОНДОКОВ: В любом случае водитель был признан виновным. Там даже приговор был. Тут вопрос только в том, с кого конкретно взыскивать – только с него, либо солидарно с собственником автомобиля, либо “притянуть” еще компанию-агрегатор.

Таким образом, вердикт Мосгорсуда стал первым, где четко обозначена ответственность всех причастных к работе такси – и водителя, и собственника машины, и агрегатора, который собирает и распределяет заказы от клиентов.

Автор: Сергей Артёмов

Источник: ВЕСТИ FM

 

 

Участники