EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Приемные судов общей юрисдикции могут обязать предоставлять копии аудио- и видеозаписей заседаний.

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Завершена экспертиза новой редакции примерного положения о приемной суда общей юрисдикции, а также типового регламента организации ее деятельности, разработанных Суддепартаментом при Верховном Суде РФ.

По мнению адвокатов, представленные для обсуждения проекты документов в новой редакции не предполагают существенных изменений в работе приемных. При этом один из адвокатов приветствовал увеличение времени работы указанных подразделений до полного рабочего дня. Второй указал, что наиболее значимые корректировки обусловлены реформой процессуального права.

30 октября завершилась независимая антикоррупционная экспертиза разработанных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ проектов примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции и типового регламента организации ее деятельности в новой редакции.

Время работы приемной может увеличиться до полного рабочего дня

В представленном на обсуждение проекте примерного положения появилось упоминание о том, что соответствующее подразделение аппарата суда принимает заявления и обращения не только от физических лиц, но и от представителей организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, функции приема могут быть возложены председателем суда на сотрудников, которые не входят в состав структурных подразделений аппарата, в том числе помощника председателя суда или помощника судьи. Предполагается, что по общему правилу прием граждан осуществляется работниками аппарата суда, на которых такие обязанности возложены приказом председателя суда. При необходимости может быть утвержден график ведения приема.

Действующее примерное положение устанавливает запрет на общение судей со сторонами до рассмотрения дела. В новой редакции предлагается исключить взаимодействие судей со всеми лицами, участвующими в деле.

Также предполагается, что сотрудники, осуществляющие прием, будут выполнять новые функции – в частности, выдавать копии не только судебных документов, но и аудио- и видеозаписей заседаний. Кроме того, уточнены функции, которые приемная выполняла ранее. Так, появилось упоминание, что указанное подразделение принимает административные иски.

Суддепартамент считает необходимым указать на недопустимость установления сокращенного времени работы приемной. «Данное нововведение дает надежду на увеличение времени приема до полного рабочего дня без установления неприемных дней в будни», – отметил в комментарии «АГ» адвокат, партнер и руководитель практики недвижимости и строительства адвокатского бюро LOYS Николай Хмелевский.

Отдельные корректировки носят уточняющий характер. Например, действующее положение содержит упоминание о том, что при приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность. В новой редакции предлагается указать, что представителю заявителя необходимо предъявить доверенность на совершение соответствующего действия, а адвокату – ордер.

По мнению адвоката АБ «Линия права» Кирилла Коршунова, многие изменения в проектах являются «косметическими».

«Например, в действующей редакции п. 1.1 примерного положения указано, что приемная создана для обеспечения правосудия путем эффективной организации работы по приему заявлений и обращений только от граждан. В проекте новой редакции добавились юрлица. На сути работы такое уточнение не скажется – очевидно, что и до внесения изменений с юрлицами в приемных также работали», – пояснил он.

В действующем положении отмечается, что прием посетителей ведется без предварительной записи в порядке очередности. Это правило предлагается дополнить указанием, что данное требование не распространяется на граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередной прием. «От закрепления соответствующего права отдельных категорий граждан в положении и регламенте необходимость его соблюдения не зависит, – полагает Кирилл Коршунов. – Право на внеочередной прием предусмотрено законом, поэтому отсутствие специального указания в регламенте и положении ни на что не влияет».

Запрашиваемые процессуальные документы должны выдаваться в день обращения

Проект новой редакции типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции содержит изменения, соответствующие содержащимся в проекте примерного положения.

Так, действующий типовой регламент содержит упоминание, что обращения, оформленные ненадлежащим образом или не подлежащие подаче в данный суд, могут быть приняты в том случае, если после получения разъяснений заявитель настаивает на их принятии. Проектом предлагается распространить указанное правило в том числе на обращения, которые содержат оскорбительные выражения, не поддаются прочтению, оформлены на оборотной стороне бланков или на обрывках бумаги.

Согласно действующему регламенту при отсутствии хотя бы одного из указанных заявителем приложений к обращению оно также не может быть принято. В предлагаемой редакции Суддепартамент исходит из того, что обращение, в котором отсутствуют какие-либо приложения, может быть принято в том случае, если после получения разъяснений от работника приемной заявитель настаивает на принятии. При этом об отсутствии документа или приложения составляется акт, один экземпляр которого выдается заявителю, а остальные приобщаются к полученным от него документам.

В действующем регламенте копии запрашиваемых судебных постановлений работник приемной обязан подготовить в день обращения «в возможно более короткий срок». Исключение составляют случаи, когда для подготовки запрашиваемого документа требуется дело, отсутствующее в суде в момент обращения. Новой редакцией регламента установлено, что документы в любом случае необходимо выдавать в день поступления заявления, а при невозможности – в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты.

По мнению Кирилла Коршунова, указанное изменение является оправданным.

Николай Хмелевский обратил внимание, что из предлагаемой редакции регламента был исключен раздел о регистрации граждан, явившихся в судебное заседание.

Проанализировав проекты документов, адвокат пришел к выводу, что новые редакции не содержат принципиальных изменений, радикально меняющих порядок работы аппарата суда.

Кирилл Коршунов также согласился с тем, что положение и регламент изменены не существенно.

«Это не очень радует, – пояснил он. – Насколько мне известно, юридическое сообщество часто выражает недовольство организацией работы судов общей юрисдикции, в частности – работы с посетителями». 

По его мнению, наиболее значимые изменения связаны с реформой процессуального права – как, в частности, упоминание, что в приемной можно получить аудио- и видеозапись заседания.

Автор : Екатерина Коробка

Источник : Адвокатская газета