EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Новые правила игры для интернет-агрегаторов

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

30 июля 2018 года Президент подписал закон[1], которым вносятся поправки в закон о защите прав потребителей, закрепляющие определение и обязанности интернет-агрегатора. Незадолго до этого Верховный Суд определил пределы ответственности агрегаторов такси перед пассажиром за причиненный вред в процессе перевозки.

Правовой статус агрегаторов

Агрегатор информации о товарах (услугах) – это программа для ЭВМ, сайт или страница в сети Интернет, предоставляющие пользователям возможность:

ознакомиться с информацией о товаре (услуге);
заключить договор с продавцом (исполнителем);
произвести предоплату товара (услуги) путем безналичного перевода денежных средств.

Владелец агрегатора (организация или ИП) обязан довести до потребителей необходимую и достоверную информацию о себе, продавце и соответствующих товарах (услугах). Продавец (исполнитель) в свою очередь обязан предоставить агрегатору все необходимые сведения о себе для размещения.

Ответственность

(1) Владелец агрегатора отвечает за достоверность информации: он обязан возместить убытки потребителю, заключившему договор на основании размещенной недостоверной информации. Агрегатор освобождается от ответственности, если сведения от продавца размещены без изменений

(2) Ответственность за исполнение договора и соблюдение прав потребителей несет продавец, если иное не предусмотрено договором между продавцом и агрегатором

N.B.: В случае неисполнения продавцом договора, заключенного с помощью агрегатора, последний обязан возвратить покупателю сумму предоплаты при соблюдении одновременно следующих условий:

оплата товара произведена через агрегатор:
товар не был передан потребителю в срок;
потребитель направил продавцу и агрегатору уведомление об отказе от договора

Агрегаторы такси 

Вопрос ответственности агрегаторов наиболее остро стоит в сфере такси. Точку в вопросе об ответственности владельца агрегатора перед пассажиром за причиненный вред в процессе перевозки поставил Верховный Суд[2]. Теперь агрегатор отвечает наряду с перевозчиком в следующих случаях:

агрегатор заключил договор перевозки от своего имени; или
из обстоятельств заключения договора (рекламные вывески, информация в сети Интернет и т. д.) у гражданина сложилось впечатление, что договор заключается с агрегатором

Вывод

Изменения в целом направлены на обеспечение защиты прав потребителей, поскольку устраняют неопределенность при установлении ответственного лица в случае приобретения товара с помощью агрегатора.

При этом закон не в полной мере достигает указанной цели: новые правила не распространяются на те сервисы, которые не предоставляют возможность оплаты товара (услуги) на своем сайте.

С учетом разграничения ответственности и обязанности агрегатора по возврату оплаты в случае неисполнения продавцом владельцы агрегаторов будут вынуждены тщательнее проводить отбор продавцов и аккуратнее подходить к процессу информационного взаимодействия с потребителем.

Поправки вступают в силу с 1 января 2019 года, а это означает, что у участников рынка остается не так много времени для подготовки к существенным изменениям правил игры.

 


[1] Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

 

 

Участники

Материалы


Скачать pdf