EN
EN

Изменения в Гражданском кодексе: наследственный фонд как средство управления завещаемым имуществом

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

20 июля 2017 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)». Он предоставляет гражданам возможность создавать наследственные фонды для управления их имуществом после смерти. Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 сентября 2018 года.

Наследственный фонд – это инструмент, который имеет довольно широко распространенные за рубежом аналоги. Его основное назначение – гармонизировать процесс перехода наследственной массы к наследникам.

Как средство управления завещаемым имуществом наследственный фонд имеет целый ряд преимуществ:

 он не позволяет обесценить активы до истечения установленных законом для принятия наследства 6 месяцев;

 помогает не допустить потери контроля над бизнесом при разделении пакетов между многими наследниками;

 дает возможности для того, чтобы обеспечить наследством будущие, еще не родившиеся, поколения;

 защищает активы от «распыления».

Следует отметить, что наследственный фонд – это инструмент для защиты больших состояний. И законодатель вводит его для того, чтобы «деофшоризовать» их наследование, предоставив соответствующую конструкцию в российском праве. Рассмотрим ее основные особенности.

Общие принципы создания наследственного фонда

Наследственный фонд признается разновидностью фонда как унитарной некоммерческой организации. Он создается бессрочно или на определенный в решении об учреждении срок. Принятая редакция законопроекта предполагает, что фонд может быть учрежден только после смерти наследодателя по заявлению нотариуса. При этом не вполне понятно, почему законодатель не разрешил создавать наследственные фонды при жизни, особенно учитывая, что в иностранной практике наиболее распространена именно такая конструкция.

Чтобы создать наследственный фонд, необходимо при жизни принять решение об учреждении фонда, условия его управления, а также утвердить устав. Все эти документы прикладываются к завещанию и становятся его неотъемлемой частью. В решении об учреждении обязательно нужно указать порядок, размер, способ и сроки образования имущества фонда и лиц, назначаемых в состав его органов, или порядок их определения. А условия управления фондом должны включать положения о передаче части или всего имущества фонда его выгодоприобретателям.

Устав и условия управления фондом не могут быть изменены после создания фонда. Исключение составляют лишь те случаи, когда управление фондом на прежних условиях становится невозможным по обстоятельствам, которые нельзя было предвидеть при создании фонда, или когда выгодоприобретатель признается недостойным наследником. В этих ситуациях устав и условия управления могут быть изменены судом по иску любого из органов управления. Такие ограничения позволяют гарантировать, что воля наследодателя останется неизменной после его смерти.

Наследственный фонд призывается к наследованию в порядке, установленном завещанием. А срок принятия наследства определяется решением об учреждении фонда.

Кто может быть выгодоприобретателем

Закон позволяет назначить выгодоприобретателями не только определенных лиц, но и категории лиц из неопределенного круга. Это особенно актуально для обеспечения наследством будущих поколений. Кроме того, в условиях управления фондом можно предусмотреть, что выгодоприобретатели определяются его органами. Однако в любом случае выгодоприобретателями не смогут стать коммерческие организации.

Права выгодоприобретателей

Выгодоприобретатели имеют право:

  получить часть или все имущество фонда, в том числе доход от его деятельности, в соответствии с условиями управления;

  получать информацию о деятельности фонда в соответствии с условиями управления;

  требовать проведения аудита деятельности фонда за свой счет. По решению попечительского совета выгодоприобретателю может быть возмещена стоимость услуг аудитора.

Таким образом, выгодоприобретатели имеют весьма ограниченные возможности по контролю за деятельностью фонда. Кроме того, законопроект не предусматривает процедуры судебного контроля за управлением средствами фонда, которая присутствует во многих юрисдикциях. Поэтому в некоторых случаях недобросовестные управляющие фондом могут ущемлять имущественные права выгодоприобретателей.

Состав и порядок назначения органов фонда

Устав фонда определяет структуру его органов. Законопроект предусматривает, что обязательным является лишь наличие единоличного исполнительного органа. А коллегиальный исполнительный орган, высший коллегиальный орган и попечительский совет могут создаваться, если они предусмотрены уставом. Таким образом, законодатель вводит исключение из общего правила ст. 123.17 ГК РФ, применяющегося ко всем фондам, и освобождает наследственные фонды от необходимости в обязательном порядке создавать высший коллегиальный орган и попечительский совет. 

Конкретных лиц, которые сформируют состав органов управления фонда, или порядок их определения следует указать в решении об учреждении. А порядок замены единоличного и коллегиального исполнительных органов можно описать в уставе.

Применение к наследственным фондам норм о фондах

Законопроект предусматривает, что к наследственным фондам должны применяться нормы ГК РФ и закона об НКО о фондах. Однако они противоречат положениям законопроекта в некоторых вопросах. К примеру, цели наследственного фонда очевидно не являются общественно полезными в понимании ст. 7 закона об НКО и ст. 123.17 ГК РФ. Поэтому не совсем понятно, как к наследственному фонду должны применяться ограничения по занятию предпринимательской деятельностью, налагаемые законом об НКО и ГК РФ.

Также важно отметить, что законодатель освободил наследственные фонды от необходимости публиковать ежегодную отчетность о своей деятельности. Такая обязанность может быть возложена на них только условиями управления.

Налоговый режим фонда

В тексте закона совсем не затрагивается вопрос налогообложения как передаваемого в фонд имущества, так и выплат, которые фонд будет производить выгодоприобретателям. Поэтому пока к наследственным фондам будет применяться общий режим налогообложения, что в определенной мере снижает привлекательность их использования.

В заключение хотим отметить, что в настоящем виде законопроект содержит довольно существенные пробелы. Например, не регулируется ответственность органов управления фонда перед выгодоприобретателями, отсутствует льготное налогообложение, не предусматривается возможность создавать наследственные фонды при жизни наследодателей и присутствуют противоречия с общим регулированием фондов. Однако само появление этой конструкции в российском праве может стать важным шагом на пути дальнейшего развития механизмов наследования и защиты активов.

Скачать PDF