EN
EN

Коммерсант 25.05.2017

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Неплательщиков по кредитам могут лишить квартир. Минстрой поддержал законопроект о продаже единственного жилья должников, сообщил российский министр юстиции Александр Коновалов. По его словам, документ дорабатывается, и в правительство пока не внесен.

Действующее законодательство позволяет взыскивать долги за счет единственного жилья только в случае, если его взяли в ипотеку. В 2012 году Конституционный суд потребовал изменить эту норму. Законопроект, разработанный и продвигаемый Минюстом, предусматривает не просто выселение должников, а переселение их в квартиры меньшей площади.

Согласно документу, обратить взыскание долга на единственное жилое помещение можно исключительно через суд, причем при двух условиях. Первое: если оно минимум вдвое превышает площадь, рассчитанную с учетом жилищной нормы (в Москве она составляет 18 кв. м на человека). Второе: если размер долга вдвое больше рыночной стоимости «положенной» должнику по нормативам квартиры. По решению суда жилье должника будет выставляться на торги, затем из вырученных средств гаситься долг, а оставшиеся деньги — передаваться должнику для покупки квартиры, соответствующей социальным нормам. При этом, если в течение трех месяцев он не приобретет жилье, средства планируется передавать в бюджет муниципалитета, который должен будет предоставить площадь, пригодную для проживания.

Пострадают ли граждане, если закон будет принят?

Инициатива не ставит целью ущемление интересов рядовых россиян с невысоким уровнем доходов, но в случае принятия законопроекта многое будет зависеть от правоприменительной практики, считает советник адвокатского бюро «Линия права» Алексей Костоваров. «Часто на практике встречаются ситуации, когда у должника вроде бы единственное жилье, но это единственное жилье шикарное и дорогостоящее. В этой ситуации, конечно, необходимо сохранять баланс интересов кредитора и должника. Но, как показывает практика, идея, прописанная в законе, часто отличается от того, как она будет применяться на практике. И здесь возможны перегибы, злоупотребления. Например, вопрос с определением рыночной стоимости жилья. Поэтому я думаю, что, независимо от того, как в законе будут прописаны те или иные гарантии, важное значение будет иметь, как этот закон будет применять на практике», — рассуждает юрист.

Минстрой поддержал законопроект, прежде всего, потому, что документ выгоден игрокам строительной отрасли, полагает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин: «Очевидно, что в условиях непростой экономической ситуации неслучайно Минстрой этот закон продвигает. Это некий дополнительный стимул для того, чтобы подстегивать строителей к созданию новых площадей, получать финансирование из банков, а банкам, соответственно, не бояться выделять и вкладывать в такие проекты, не опасаясь, что вдруг неплательщик в дальнейшем получит защиту от взыскания как на свое единственное жилье».

Ранее законопроект встретил резкую критику, причем не только со стороны рядовых граждан. Против него выступила, в частности, омбудсмен Татьяна Москалькова. По ее мнению, главными выгодоприобретателями могут стать банкиры. В Кремле закон призвали серьезно доработать. Сейчас этим занимаются специалисты, затем текст согласуют с профильными министерствами и направят на утверждение в Верховный суд.