EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Обзор изменений законодательства, связанных с мерами защиты бизнеса в условиях пандемии

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

На протяжении последних двух недель в России постепенно принимались меры, необходимые для защиты бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Линия Права предоставляет обзор самых главных изменений законодательства и имеющихся предложений.

КОРОНАВИРУС КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

Обстоятельства, связанные с распространением коронавирусной инфекции, могут повлиять и на возможность сторон вовремя и в полном объеме исполнять свои обязательства по договору.

Российское гражданское законодательство позволяет освободить сторону от ответственности за неисполнение договорных обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Кроме того, договор может быть также изменен или расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Мы проанализировали, какие нормативные основания есть у компаний, попавших в тяжелую ситуацию, приостановить исполнение договора или же вовсе отказаться от его исполнения, избежав применения договорных санкций.

Является ли коронавирус обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)?

Российское законодательство относит коронавирусную инфекцию как к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих[1], так и к эпидемиям[2], Данный факт в совокупности с ограничениями, вводимыми органами публичной власти в связи со вспышкой заболевания, позволяют называть коронавирусную инфекцию форс-мажором. Но является ли обстоятельством непреодолимой силы именно распространение инфекции?

Торгово-промышленная палата России (ТПП) и региональные ТПП уже выдают сертификаты о форс-мажоре в связи с последствиями заболевания. В таких документах в качестве форс-мажорных обстоятельств фиксируется не само заболевание, а ограничительные и иные меры, применяемые органами публичной власти на территории страны.

Указ Мэра Москвы[3] устанавливает, что распространение коронавирусной инфекции является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который, в свою очередь, является обстоятельством непреодолимой силы.

Таким образом, обстоятельством непреодолимой силы будет являться не само распространение заболевания, а вводимые органами публичной власти ограничения.

Что мы рекомендуем?

    Соблюдать установленный договором режим уведомления другой стороны о том, что обязательство не исполняется и/или не будет исполнено в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
    При уведомлении другой стороны или при дальнейшем разрешении разногласий указывать, что конкретно для Вас стало обстоятельством непреодолимой силы (например, обязательная самоизоляция сотрудников или иные ограничительные меры).
    Рассмотреть с другой стороной возможный компромиссный вариант изменения условий договора.

 

КОРПОРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

В связи с постепенно вводимыми превентивными мерами с целью предотвращения распространения короновируса и различными рекомендациями органов государственной власти, в настоящий момент особо актуальным для бизнеса становиться вопрос проведения общих собраний акционеров.

В соответствии с российским законодательством до недавнего времени для принятия решений по ряду вопросов в акционерных обществах общие собрания акционеров обязательно должны были проводиться в форме совместного присутствия акционеров (форма очного голосования).

Однако 18 марта 2020 вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон). Согласно ст. 2 Закона до конца 2020 года российские акционерные общества вправе проводить общие собрания акционеров в форме заочного голосования независимо от вопросов, которые подлежат рассмотрению.

Обращаем внимание, что данным правом общества могут воспользоваться только в случае принятия советом директоров (наблюдательным советом) решения о возможности проведения голосования в заочной форме.

Тем не менее, на практике существует проблема проведения годовых общих собраний акционеров, сроки проведения которых уже были утверждены. Уже существуют предложения разрешить российским акционерным обществам перенести сроки проведения уже утверждённых годовых общих собраний акционеров[4].

Кроме того, Банк России также подготовил предложения по проведению ряда мер, способствующих снижению нагрузки на российские акционерные общества. В частности, предполагается:

увеличить сроки проведения корпоративных процедур;
не учитывать финансовые результаты деятельности акционерных обществ за 2020 год с точки зрения соотношения стоимости чистых активов и уставного капитала общества;
проводить в 2020 году операции обратного выкупа своих акций на бирже по упрощенной процедуре;
исполнить требование о раскрытии в 2020 году годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности компаний и иной информации эмитентами в более поздний срок;
исполнить требование по созданию для публичных обществ комитета по аудиту наблюдательного совета и системы внутреннего аудита до 1 января 2021 года (сейчас — с 1 июля 2020 года)[5].

Мы положительно оцениваем указанные изменения, тем не менее надеемся, что будут даны какие-то дополнительные рекомендации относительно того, как акционерным обществам осуществлять свою деятельность.

 

МОРАТОРИЙ НА ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

Во исполнение недавнего Указа Президента РФ[6] Правительство разработало Законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Среди прочего, данный законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство о банкротстве.

Ключевым изменением является наделение Правительства РФ правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

Как будет работать данный мораторий?

Законопроект (в текущей редакции) предусматривает следующие условия моратория на возбуждения дел о банкротстве:

    Мораторий может быть введён по решению Правительства РФ «для обеспечения стабильности экономики в исключительных ситуациях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах)». Таким образом, перечень ситуаций, при которых может быть введён мораторий законопроектом, является открытым и вопрос о введении моратория будет обсуждаться Правительством РФ в каждом отельном случае.
    Мораторий может быть установлен на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. В то же время судам будет разрешено возбуждать дела о банкротстве по заявлению должника, несмотря на то, что обязанность должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве (ст. 9 и п. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве) приостанавливается.
    Срок моратория определяется Правительством РФ в каждом отдельном случае; существует возможность продления.
    При введении моратория Правительство РФ может определять конкретный перечень лиц, а также категории таких лиц и определённые виды деятельности, на которые мораторий распространяется.
    Со дня начала действия моратория уведомления кредиторов о намерении направить заявление о банкротстве в ЕФРСБ утрачивают силу. Следовательно, после окончания периода моратория, кредитором будет необходимо подавать такие заявления заново.

В случае введения моратория запрещается:

обращение взыскания на заложенное имущество (в том числе во внесудебном порядке);
приостанавливается исполнительное производство и меры принудительного исполнения;
не допускается выдел доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выплата должником действительной стоимости доли (пая), выкуп или приобретение должником размещённых акций;
запрещается зачёт встречных однородных требований, если при этом нарушается установленная Законом о банкротстве очерёдность кредиторов;
не допускается изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия, принадлежащего должнику имущества;
не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям) и распределение прибыли между участниками;
не начисляются финансовые санкции (неустойки, штрафы и т.д.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих.

Законопроектом предусматривается ещё и ряд других положений, касающихся процедур банкротства после окончания периода моратория, а также относительно заключения мировых соглашений в случае, если дело о банкротстве было возбуждено по заявлению должника.

В целом, мы положительно оцениваем данные изменения, так как они помогут избежать банкротств компаний малого и среднего бизнеса в неблагоприятные экономические периоды для страны.

 

НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

В силу чрезвычайных обстоятельств и в связи с уменьшением деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции были приняты, в числе прочих, и налоговые меры.

    Перенесены сроки исполнения налоговых обязанностей

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в отраслях туризма и авиаперевозок, а также в сферах физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии, предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г.[7]

    Введен мораторий на принудительное взыскание задолженности

В отношении компаний и предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр малого и среднего предпринимательства, до 1 мая не будут применятся меры принудительного взыскания задолженности[8]. Данный мораторий распространяется на требования об уплате налога в отношении имеющейся недоимки и принятие решений о взыскании налогов и страховых взносов.

    Приостановлены налоговые проверки

До 1 мая 2020 г. приостановлено назначение новых и проведение уже назначенных выездных налоговых и таможенных проверок. Незавершенные проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях будет осуществляться без непосредственного контакта с налогоплательщиками (по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, по почте)[9].

    Повышен налог на процентный доход от дивидендов и по банковским вкладам

Ставка налога на доход в виде дивидендов и процентов будет составлять 15% для компаний, работающих в офшорных юрисдикциях[10]. Повышение ставки налога на доход в виде дивидендов вступит в силу с 1 января 2021 года и не будет распространяться на доходы, полученные в 2020 году, а также не затронет процентных доходов, которые выплачиваются по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний или займам, предоставляемым иностранными банками.

Налог на процентный доход по банковским вкладам, сумма которых превышает 1 миллион рублей, с 2021 года будет составлять 13%.

    Созданы ситуационные центры

В налоговых органах создаются ситуационные центры для экономического мониторинга в связи с коронавирусом, куда в онлайн-режиме подается информация о мониторинге ситуации с коронавирусом от всех федеральных органов исполнительной власти[11].

Указанные налоговые меры направлены, с одной стороны, на минимизацию распространения коронавирусной инфекции путем исключения непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц, с другой стороны, на поддержку субъектов хозяйственной деятельности и минимизацию негативных экономических последний, вызванных пандемией коронавируса.

Указанные изменения мы также можем охарактеризовать как необходимые для поддержания малого и среднего бизнеса в России. Тем не менее, существует ряд вопросов касательно повышения налога для лиц, работающих в оффшорных юрисдикциях, так как такие изменения будут затрагивать международные соглашения Российской Федерации.

 


[1] Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

[2] Абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Указ Мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

[4] https://linnew.ru/registratory-prosyat-bank-rossii-dat-rekomendatsiyu-ao-perenesti-sroki-uzhe-utverzhdennyh-ochnyh-gosa-ili-provesti-ih-zaochno/?_utl_t=fb&fbclid=IwAR2o_aZm_HMp4MJGoejMUosZd-gYwaTXlN2BDbHtXH916HbbwWzul5OWkXI

[5] https://www.cbr.ru/press/PR/?file=20032020_133645if2020-03-20T13_36_08.htm

[6] Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»

[7] Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П13-1953 и 19.03.2020 № ММ-П13-2045.

[8] Обращение Президента к населению от 25.03.2020.

[9] Приказ ФНС от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@.

[10] Обращение Президента к населению от 25.03.2020.

[11] Приказ от 17 марта 2020 г. N ЕД-7-1/168@ «О создании федерального и региональных ситуационных центров ФНС России для оперативного мониторинга ситуации в экономике».

Участники