EN
EN

Ошибка в выборе компетентного суда: Верховный Суд разъяснил, в каких случаях стоит простить заявителю пропуск срока на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Ошибка в выборе компетентного суда: Верховный Суд разъяснил, в каких случаях стоит простить заявителю пропуск срока на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении
21 декабря

Верховный Суд в Постановлении от 03.10.2016 № 74-АД16-10 указал, что судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности. Поэтому, если в постановлении не указан суд, компетентный рассматривать жалобу, своевременное обращение с жалобой на данное постановление, но с нарушением правил подведомственности является уважительной причиной пропуска срока на обжалование постановления в надлежащем порядке.          

В противном случае нарушается право заявителя на судебную защиту.

 

Между тем если в постановлении по делу об административном правонарушении все-таки указан суд, уполномоченный рассматривать жалобу на данное постановление, то описанная выше позиция не применяется: считается, что срок на обжалование постановления пропущен по неуважительной причине (Постановление Верховного Суда от 15.08.2016 № 43-АД16-5).

Отметим, что в практике высших судебных инстанций вопросы, связанные с порядком и сроком обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, рассматривались неоднократно. Для Вашего удобства ниже мы привели некоторые интересные правовые позиции.

Позиции в отношении срока  обжалования Позиции в отношении порядка обжалования

Обжалование постановления вышестоящему должностному лицу не свидетельствует о пропуске срока на обращение в суд с жалобой на постановление. В таком случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом (Постановление Президиума ВАС от 20.11.2007 № 8815/07, Постановление Верховного Суда от 30.01.2015
№ 303-АД14-1918).
 

 

Административный орган, должностное лицо которого вынесло постановление, не вправе обжаловать решение суда по жалобе на данное постановление. Право на обжалование принадлежит непосредственно должностному лицу, вынесшему постановление. Административный орган может обжаловать данное решение суда посредством обращения к прокурору, который вправе принести протест вне зависимости от участия в деле (Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда от 16.06.2010).

Неоднократное несоблюдение требований к оформлению жалобы на постановление и порядку ее подачи не является основанием для восстановления пропущенного срока обжалования постановления (Постановление Верховного Суда от 21.10.2016 № 5-АД16-238).

Наличие в материалах дела об административном правонарушении доверенности на представителя не освобождает его от обязанности прикладывать доверенность к жалобе на постановление, подаваемой в суд (Постановление Верховного Суда от 27.10.2016 № 78-АД16-34).

 

В отношении каждого постановления подается отдельная жалоба. Проверка законности нескольких постановлений, вынесенных по разным делам об административных правонарушениях, в одном производстве с вынесением одного решения не предусмотрена (Постановление Верховного Суда от 01.08.2016 № 77-АД16-4).

 

Важная правовая позиция также содержится в Обзоре судебной практики № 1 за 2014 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда 24.12.2014. В нем приведен алгоритм разграничения подведомственности споров между арбитражными судами и судами общей юрисдикции по обжалованию постановлений по делам об административных правонарушениях. При определении подведомственности в каждом конкретном случае необходимо учитывать не только субъектный состав спора, но и связь совершенного правонарушения с предпринимательской деятельностью.

При этом Верховный Суд указал на ряд исключений из данного алгоритма. Так, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в любом случае подается в суд общей юрисдикции, если объективная сторона правонарушения связана с нарушением норм в области:

 

охраны окружающей среды и природопользования;

 безопасности дорожного движения;

 пожарной безопасности;

 законодательства о труде и охране труда;

 санитарно-эпидемиологического благополучия населения.