EN
EN

Переход к присвоению рейтингов по национальной шкале

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Регулирование деятельности кредитных рейтинговых агентств кардинально изменилось в связи с принятием Федерального закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон).

Цель

Основной целью нововведений является упорядочение деятельности кредитных рейтинговых агентств по:

 оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства;

 оценке их финансовых обязательств и используемых финансовых инструментов.

Также произошло значительное усиление влияния Центрального банка РФ (далее – ЦБ РФ) в процессе регулирования деятельности кредитных рейтинговых агентств.

Закон определил порядок получения права осуществлять рейтинговую деятельность на территории РФ, требования к учредителям, органам управления и внутреннего контроля, внутренним документам, включая методологию, а также к деятельности кредитных рейтинговых агентств, в том числе раскрытию информации.

Предпосылки

Предположительно, одной из главных предпосылок принятия Закона стал факт понижения суверенных рейтингов России иностранными рейтинговыми агентствами (Fitch, Moody's и S&P).

Закон требует в регуляторных целях применять только рейтинги, принятые по национальной шкале, а обязательным условием ведения деятельности по их присвоению является аккредитация Центрального банка РФ (далее – ЦБ РФ).

Кредитный рейтинг – мнение о способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств либо финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

Национальная рейтинговая шкала – рейтинговая шкала, обеспечивающая возможность исключительно внутригосударственного сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных кредитным рейтинговым агентством.

Международная рейтинговая шкала предназначена для точных сравнений эмитентов из разных стран, учитывает влияние прямых и косвенных рисков и позволяет сравнивать любые компании между собой

Кто имеет право присваивать кредитные рейтинги?

Нашей целью не является анализ процедуры создания и деятельности кредитных рейтинговых агентств. В данном обзоре приводится только краткая характеристика ключевых изменений регулирования их деятельности.

Российские рейтинговые агентства

В настоящий момент только два рейтинговых агентства могут присваивать в регуляторных целях кредитный рейтинг, принятый по национальной шкале:

 АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство» (АКРА) и

 АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Данный список может пополниться в ближайшем будущем.

Иностранные рейтинговые агентства

Аккредитация известных иностранных агентств Fitch, Moody's, S&P истекла 13 июля 2017 г. Это значит, что они больше не имеют права присваивать кредитные рейтинги по национальной шкале.   

Тем не менее отсутствие аккредитации не лишает рейтинговые агентства права на присвоение рейтингов по международной шкале. Они остаются в силе в части банковского регулирования, поскольку это предусмотрено требованиями Базельского комитета.

Как уже было указано, рейтинги агентств, не прошедших аккредитацию и не вошедших в реестр аккредитованных агентств, не являются легитимными. Это означает, что эмитенты с подобными рейтингами не смогут размещать бумаги на Московской бирже, а также под них нельзя будет получить кредиты в ЦБ РФ, поскольку регулятор не будет включать их в ломбардный список.

Методология присвоения кредитных рейтингов

Аккредитация рейтингового агентства не является единственным условием осуществления деятельности по присвоению рейтингов по национальной шкале: рейтинговым агентствам также необходимо согласовать с ЦБ РФ методологии присвоения кредитных рейтингов.

По официальным данным, в настоящий момент согласованы следующие методологии «АКРА»:

    Методология присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для РФ;
    Методология присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти РФ;
    Методология присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для РФ;
    Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для РФ;
    Методология присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для РФ;
    Методология присвоения кредитных рейтингов микрофинансовым организациям по национальной шкале для РФ;
    Методология присвоения рейтингов кредитоспособности банкам;
    Методология анализа взаимосвязи компаний внутри группы;
    Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с поддерживающими организациями за пределами РФ;
    Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством;
    Методология присвоения кредитных рейтингов страховым организациям по национальной шкале РФ.

Также с ЦБ РФ согласованы следующие методологии «Эксперт РА»:

    Методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ;
    Методология присвоения рейтингов кредитоспособности банков[1].

По данным СМИ, иные методологии «Эксперт РА» сейчас также находятся на согласовании в ЦБ РФ[2].

Использование кредитных рейтингов с 14 июля 2017 г.

В соответствии с Информационным письмом ЦБ РФ 14 июля 2017 г. истекает переходный период, в течение которого в отношении российских объектов рейтинга ЦБ РФ вправе применять кредитные рейтинги, присвоенные иностранными агентствами[3].

На текущий момент ЦБ РФ проводится поэтапная работа по приведению нормативных актов ЦБ РФ и решений Совета директоров ЦБ РФ об использовании кредитных рейтингов в соответствие с новым регулированием.  

По окончании переходного периода (14 июля 2017 г.)  ЦБ РФ вправе использовать только кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале аккредитованными агентствами в отношении:

 российских кредитных организаций;

 выпусков облигаций субъектов Российской Федерации;

 выпусков облигаций муниципальных образований;

 выпусков облигаций юридических лиц – резидентов Российской Федерации;

 выпусков облигаций перестраховщиков – резидентов Российской Федерации.

В отношении иностранных кредитных организаций и долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами – нерезидентами Российской Федерации, сохраняются требования о наличии кредитного рейтинга, присвоенного по международной рейтинговой шкале как минимум одним из иностранных кредитных рейтинговых агентств.

Что касается страхового рынка и пенсионных накоплений, то с 13 июля ЦБ РФ также прекращает использование указанных рейтингов, но до 1 января 2018 г. будет применять альтернативный российскому рейтингу критерий – включение в высший котировальный список Московской биржи. Если облигация не имеет соответствующего рейтинга, но она включена в высший котировальный список, то она может быть объектом инвестирования со стороны пенсионных фондов, страховых компаний.


[1] https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_ra/.

[2] https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/05/24/691256-tsb-odobril.

[3] Информационное письмо Банка России от 12.05.2017 № ИН-06-51/21 «Об использовании кредитных рейтингов».

Скачать PDF