EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Михаил Корнев отмечает системные законодательные препятствия для реализации концессий в сфере городского транспорта

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Старший юрист практики Проектного финансирования и ГЧП Адвокатского бюро «Линия права» Михаил Корнев отмечает, что городской общественный транспорт все чаще рассматривается инвесторами как привлекательный объект концессионных соглашений. Вместе с тем действующее концессионное законодательство не синхронизировано со специальным отраслевым законодательством в сфере пассажирских перевозок городским транспортом, что создает системные препятствия для реализации концессий в данной сфере. Экспертная статья Михаила Корнева опубликована в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года».

Пилотный концессионный проект в сфере городского общественного транспорта был реализован в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, концессионное соглашение было подписано в мае 2016 года. В прошедшем 2018 году также заключен ряд «трамвайных» концессий. Несколько концессий в сфере общественного транспорта находятся на этапе структурирования.

Необходимость заключения с концессионером государственного контракта на перевозки

Закон «Об организации регулярных перевозок» устанавливает необходимость заключения государственного контракта для целей организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам и не делает исключения для перевозчиков-концессионеров. Таким образом, любой концессионный проект в сфере городского пассажирского транспорта будет находиться под риском незаключения с концессионером государственного контракта, что приведет к невозможности осуществления концессионером перевозок и досрочному прекращению концессионного проекта. Заключение госконтракта с концессионером как с единственным поставщиком возможно на общих основаниях, например, если цена государственного контракта составляет менее 100 тыс. рублей. Но при этом такую начальную максимальную цену необходимо обосновать в соответствии с утвержденной Минтрансом России методикой (что не всегда возможно исходя из параметров проекта), а применение закупки у единственного поставщика на протяжении всего периода реализации проекта все же сопряжено с определенными антимонопольными рисками.

Отсутствие гарантий на регулируемый тариф

Концессии в сфере городского транспорта по общему правилу реализуются на муниципальном уровне. При этом тарифное регулирование городских перевозок, по общему правилу, осуществляется региональными органами власти. Таким образом, муниципальное образование (концедент) не может гарантировать концессионеру установление и поддержание тарифа на определенном уровне, что рассматривается концессионерами как критический риск таких проектов.

Законопроект Минтранса России

Минтрансом России опубликовано уведомление о начале разработки законопроекта, направленного на корректировку законодательства о ГЧП в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Текст законопроекта в открытом доступе не размещен. Исходя из содержания пояснительной записки, законопроект направлен на устранение указанных выше барьеров: исключение необходимости заключения государственного контракта с концессионером, участие в концессионном соглашении субъекта РФ, органы которого осуществляют тарифное регулирование в сфере реализации концессионного проекта (по аналогии с механизмом, применяемым в концессиях в сфере ЖКХ).

Вместе с тем законопроект не затрагивает ряд иных законодательных ограничений и барьеров, с которыми концедент и потенциальный концессионер сталкиваются в процессе структурирования проекта в отношении городского транспорта.

Неопределенность имущественного состава объекта «транспорт общего пользования»

Действующее законодательство не позволяет однозначно определить, какое имущество может быть включено в объект концессионного соглашения «транспорт общего пользования». Данная проблема крайне актуальна, так как неоднозначность определения объекта соглашения влечет риск его квалификации как незаключенного. Концессионное законодательство построено на взаимодействии с отраслевым законодательством. Например, автомобильные дороги и объекты дорожного сервиса определены как объекты соглашений Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а состав таких объектов конкретизирован автодорожным законодательством. По аналогии с таким подходом целесообразно унифицировать концессионное и отраслевое законодательство о перевозках пассажиров. Так, имущественный состав таких объектов как «объекты транспортной инфраструктуры» и «транспортные средства», которые могли бы быть поименованы как допустимые объекты концессионного соглашения, уже определен отраслевым законодательством.

С полной версией экспертной статьи Михаила Корнева «Правовые барьеры реализации ГЧП-проектов в сфере общественного транспорта» можно ознакомиться в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года»

Подробности: https://investinfra.ru/novosti/mihail-kornev-otmechaet-sistemnye-zakonodatelnye-prepyatstviya-dlya-realizacii-koncessiy-v-sfere-gorodskogo-transporta.html
©Investinfra.ru

Участники