EN
EN

Старая субсидиарная ответственность контролирующих лиц на новый лад

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Законодательство не стоит на месте и активно развивается. Ежегодно Госдума принимает большое количество актов, которыми пытается довести законодательство до совершенства. Одной из таких попыток стало принятие Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он разработан в целях приведения положений законодательства в соответствие с позицией КС РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П, а также в связи с необходимостью обеспечения прав и гарантий кредиторов при банкротстве компании. Какие нововведения подготовил для нас законодатель, и к каким последствиям они приведут?

В последнее время ведутся активные споры вокруг субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, поскольку эффективность этого института в делах о банкротстве весьма мала. За время действия Фе- дерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) содержание ст. 10, предусматривающей ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве, неоднократно менялось. Это лишний раз подтверждает стремление законодателя сделать ее более эффективной.

И вот правила привлечения к ответственности контролирующих лиц по долгам их компаний в очередной раз изменились.

К сведению

Новшества применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должни- ка лиц к субсидиарной ответственности или к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1 июля 2017 г.

Кто может подать заявление?

Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам компании в двух случаях:

    если такое лицо должно было подать, но не подало в суд заявление о признании компании банкротом (п. 2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ);
    если должник был признан банкротом в результате действий (без- действия) такого лица (п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).

При нарушении обязанности по подаче заявления должника в арби- тражный суд (п. 2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ) конкурсные кредиторы теперь не могут ставить вопрос о привлечении контролирующих лиц к суб- сидиарной ответственности (абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ). Такое право, правда, сохранилось у налоговой инспекции. И она им активно пользуется, поскольку никаких проблем с доказыванием у налоговиков не возникает. Связано это с тем, что наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и невозможностью удовлетворения возникших после этого обязательств перед кредиторами предполагается (определение ВС РФ от 31.03.2016 № 309-ЭС15-16713). Учитывая то, что налоговая инспекция, по сути, такой же конкурсный кредитор, не совсем понятно, почему другие кре- диторы лишены такого права.
Вместе с тем при привлечении контролирующих лиц к субсидиар- ной ответственности на основании п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ у конкурсных кредиторов такое право сохранилось (абз. 3 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).

Помимо этого, в законе теперь закреплено, что контролирующие лица находятся под угрозой ответственности не только в конкурсном произ- водстве. Ответственность на них может быть возложена, даже если суд (абз. 1 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ):

 вернул заявление о признании должника банкротом;

 прекратил производство из-за отсутствия средств на проведение банкротных процедур.

В такой ситуации заявление подается на основании п. 2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ.

К сведению

Интересным нововведением стало право кредиторов в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, взыскать с контролирующих лиц в свою пользу убытки, причиненные по их вине должнику. При этом сумма взыскания не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику (п. 5.8 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).

Это полностью согласуется с концепцией взыскания убытков, причиненных должнику контролирующими лицами, не в пользу самого должника (в конкурсную массу), а именно в пользу кредиторов. Безусловно, для кредитора это будет допол- нительным механизмом, позволяющим получить свои деньги. Более того, сама такая возможность может предостеречь недобросовестных контролирующих лиц от различных злоупотреблений.

Рассмотрение заявления

Заявления о привлечении контролирующих лиц к ответственности рассматриваются либо непосредственно в деле о банкротстве, либо тем же судом, который это дело вел ранее (например, если заявление подано после завершения конкурсного производства либо дело о бан- кротстве было прекращено в связи с отсутствием средств).
Законодатель существенно увеличил срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности (абз. 5 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ). Если прежде он состав- лял один год, то теперь – три года со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности (но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом). Это, бесспорно, снизит вероятность пропуска исковой давности лицами, имеющими право на подачу соответствующего заявления.

Обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответствен- ности можно также не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства. Но для этого необходимо, чтобы одновременно были со- блюдены два условия (абз. 7 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ):

    заявитель узнал (должен) был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства;
    аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было рассмотрено в деле о банкротстве.

Важно, что заявитель в такой ситуации может выбрать в качестве основания только п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ. Это правило, безусловно, расширяет возможности кредиторов получить свои деньги даже при за- вершении конкурсного производства и ликвидации должника.

К сведению

Напомним, что в предыдущей редакции п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ был предусмотрен прямой запрет на право обращения с заявлением о привлечении к субсиди- арной ответственности после завершения конкурсного производства.

Процедура привлечения к ответственности

Следующие изменения коснулись процедуры взыскания с контроли- рующего лица. Раньше при невозможности определения размера ответ- ственности суд приостанавливал рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности до полного расчета с кредиторами.
Теперь суд выносит специальное определение. В нем указывается, что 78 (п. 5.1 ст. 10 Закона № 127-ФЗ):

 основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности доказаны;

 рассмотрение заявления приостанавливается до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения их требований.

С одной стороны, это новшество должно обрадовать кредиторов, т.к. уже на первых стадиях конкурсного производства они будут знать, что непогашенная задолженность будет взыскана с контролирующих должника лиц. С другой стороны, такое определение вполне может стать сигналом для контролирующих лиц, чтобы начать избавляться от имеющихся у них активов или готовиться к собственной процедуре банкротства.

При завершении конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в суд ходатайство о возобновлении производства по делу, в котором указывает размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию (п. 5.2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).

Суд, в свою очередь, выносит определение, в котором также содержат- ся сведения о сумме, подлежащей взысканию с контролирующего лица (лиц) в пользу каждого кредитора, и очередность погашения требований. Таким образом, конкурсному управляющему не придется, как раньше, заниматься взысканием неисполненных требований с контролирующих лиц, а также устраивать торги по реализации прав требования (если живые деньги получить не удалось). Это не только ускорит процедуру банкротства, но и позволит существенно сократить расходы на ее про- ведение, т.к. за этот период не придется выплачивать вознаграждение конкурсному управляющему, оплачивать публикации, услуги торговых площадок и т.д.

Кроме того, контролирующие лица не смогут выкупить свою же задол- женность на торгах через третьих лиц по заниженной цене. На практике недобросовестные арбитражные управляющие и кредиторы, друже- ственные руководству должника, зачастую утверждали продажу прав требования к контролирующему лицу по заниженной цене. В резуль- тате права требования приобретались «за копейки». Деньги, которые поступали должнику, распределялись между кредиторами, в том числе и дружественными, которые возвращали их обратно контролирующему лицу. Это давало возможность контролирующим лицам избавиться от значительной части долга с наименьшими потерями, что явно шло вразрез с интересами кредиторов.

Исполнительное производство

Каждому кредитору будет выдаваться свой исполнительный лист (п. 5.4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ). При этом не будет применяться правило, по которому требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 9 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).
Фактически такая возможность передачи прав требования к кон- тролирующему лицу существует и сейчас, поскольку закон позволяет всем кредиторам принять его в качестве отступного. Однако имеются определенные сложности, например с налоговыми органами, которые блокируют такое решение.

В ходе исполнительного производства по привлечению контроли- рующих должника лиц к субсидиарной ответственности очередность, установленная в ч. 1 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» не применяется. Требования взыскателей погашаются в соответствии с очередностью, указанной в исполнительных листах (п. 5.6 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).

Перед судебным приставом будет стоять сложная задача, поскольку не совсем понятно, как должны распределяться деньги, если, напри- мер, кто-то из очереди не предъявил исполнительный лист. Обязан ли он резервировать средства для этого кредитора, или тот, кто пришел первым, получает все? Также вызывает определенные вопросы ситуа- ция, когда привлеченное к субсидиарной ответственности лицо будет выплачивать свою задолженность напрямую кредитору без учета очереди. Какие меры в этом случае должен предпринять судебный пристав-исполнитель? Видимо, на эти вопросы должна ответить судебная практика.

Ответственность при исключении из ЕГРЮЛ

В связи с изменениями правил привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности потребовалось уточнить некоторые нормы Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ).

Зачастую недействующие юридические лица, имеющие задолженности, исключались из ЕГРЮЛ, что негативно сказывалось на правах кредито- ров. Фактически кредиторы лишались возможности получить деньги. Законодатель решил изменить эту практику. Теперь в такой ситуации на контролирующих лиц, которые действовали неразумно или недобро- совестно, может быть возложена субсидиарная ответственность (п. 3.1 ст. 3 Закона № 14-ФЗ).

Таким образом, исключение должника из ЕГРЮЛ не станет для кредиторов непреодолимым препятствием к получению своих денег. Этот механизм позволит защитить интересы кредиторов и, возможно, заставит задуматься недобросовестных владельцев компаний.

К сведению

Законодатель предусмотрел срок для ликвидации – не более одного года. На случай, если его окажется недостаточно, предусмотрена возможность про- дления. Но только через суд и не более чем на шесть месяцев (п. 6 и 7 ст. 57 Закона № 14-ФЗ). Это позволит бороться с таким распространенным явлением, как затягивание процедуры ликвидации. Отметим, что ранее подобный срок установлен не был.

Конечно, недобросовестные участники могли бы просто отменить решение о ликвидации, потом принять повторное решение и перезапустить срок. Однако законодатель предусмотрел, что повторное принятие решения о добровольной ликвидации общества возможно не ранее чем через шесть месяцев после отмены предыдущего решения.

Эти нормы вступают в силу 1 сентября 2017 г.

Кредиторы по текущим обязательствам

Рассматриваемый закон затронул интересы и текущих кредиторов, которые имеют весьма ограниченные права в рамках дела о банкрот- стве. Теперь им предоставлено право привлекать контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (п. 5.5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ). Это, безусловно, расширяет их права в делах о банкротстве и позволяет бороться с недобросовестными контролирующими должника лицами.

К сведению

Пункт 5.5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяется к заявлениям о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, если определение о заверше- нии конкурсного производства вынесено после 1 сентября 2017 г.

Новые правила исключения из ЕГРЮЛ

Помимо субсидиарной ответственности, рассматриваемый закон затронул и иные проблемы, связанные с банкротством. В частности, на практике налоговые органы выносили решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ) несмотря на то, что в от- ношении него проводилась процедура банкротства. Фактически такое исключение предопределяло вынесение судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). А это се- рьезно нарушало интересы кредиторов должника. Они лишались права на проведение в отношении него процедуры банкротства и, соответственно, на удовлетворение своих требований.

На противоречие такого положения дел Конституции РФ еще в 2015 году указал КС РФ (постановление от 18.05.2015 № 10-П). Однако запрет на при- нятие решения об исключении компании из ЕГРЮЛ при наличии у нало- говиков сведений о возбуждении процедуры банкротства введен только сейчас (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). Таким образом, если в отношении должника было принято заявление о банкротстве, то исключить его из реестра будет уже нельзя.

Важно, что определение о принятии заявления о признании должника банкротом суд будет направлять налоговикам в электронном виде (п. 4 ст. 42 Закона № 127-ФЗ). Это позволит существенно сократить срок по- лучения информации. Ранее документы направлялись обычной почтой, что сильно затягивало процесс. А между тем оперативность получения информации налоговой инспекцией имеет важное значение, поскольку может сложиться ситуация, когда определение отправлено, но по каким- то причинам задержалось, и компания будет исключена из ЕГРЮЛ.

Кроме того, большой массив данных теперь будет поступать в налоговые органы через оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Это сведения (п. 6.7 ст. 28 Закона № 127- ФЗ, п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ):

 о наименовании должника – юридического лица и идентифицирующие должника сведения (ИНН, номер регистрационной записи);

 дате введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления;

 признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

 прекращении производства по делу о банкротстве;

 внешнем или конкурсном управляющем.

Ранее эту информацию налоговики получали из судебных актов, которые им направляли суд и арбитражный управляющий (не всегда опера- тивно). Поэтому данные о компании были зачастую неактуальны, а налоговые инспекции ссылались на неполучение судебных актов. Теперь помимо получения судебных актов в форме электронного документа оператор ЕФРСБ также будет представлять сведения в течение трех дней со дня их внесения.

Еще одно важное новшество – внесение в ЕГРЮЛ сведений о возбуждении процедуры банкротства юридического лица и о проводимых меро- приятиях. Теперь эти сведения не придется искать в других источниках. Кроме того, наличие в выписке таких сведений позволит предотвратить случаи, когда недобросовестные компании пользовались неактуальностью сведений в ЕГРЮЛ.