EN
EN

Отрасли

  • Авиация и аэропорты
  • Автомобильная промышленность
  • Банки и финансовые институты
  • Государственный сектор
  • Грузоперевозки и логистика
  • Добыча и природные ресурсы
  • ЖКХ
  • Интернет и информация
  • Инфраструктура
  • Машиностроение
  • Медицина и фармацевтика
  • Металлургия
  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Советник Линии Права Алексей Костоваров выступил на конференции «Ответственность: как привлечь и как избежать» совместно с начальником правового управления ФАС России Артемом Молчановым

МероприятиеКонтакты для прессы: pr@lp.ru

23 сентября в формате конференции прошла встреча членов ОКЮР с заместителем Министра юстиции Михаилом Гальпериным, заместителем Председателя Верховного Суда в почетной отставке Анатолием Толкаченко, начальником правового управления ФАС России Артемом Молчановым.

В качестве приглашенного эксперта Алексей Костоваров, советник Адвокатского бюро «Линия права», выступил в сессии об административной ответственности с докладом «Как устранить неопределённость в применении антимонопольного законодательства. Разъяснения Президиума ФАС России: путь к исправлению ошибок антимонопольного органа».

Выступление Алексея стало продолжением доклада Начальника правового управления ФАС России Артема Молчанова, который обратил внимание слушателей на то, что сейчас в разработке ФАС России находится проект разъяснений, посвященный злоупотреблению доминирующим положением. Данный проект разрабатывается при активном участии членов ОКЮР и ведущих юридических консультантов в сфере антимонопольного законодательства. Одним из кураторов рабочей группы является другой спикер данной сессии конференции - Алексей Костоваров из Адвокатского бюро «Линия права», с чьего выступления фактически началось обсуждение вопроса о необходимости создания совместной рабочей группы ФАС России и ОКЮР.


Взяв слово, Алексей Костоваров отметил, что разночтения положений Закона «О защите конкуренции» имеются не только между ФАС России и хозяйствующими субъектами. Больше всего разночтений возникает между территориальными органами ФАС России – одни и те же положения закона различные территориальные органы толкуют и понимают по-разному.

В своем выступлении Алексей Костоваров обратил внимание на три важных проблемы применения Закона «О защите конкуренции».

В первую очередь, отсутствует четкое понимание критериев разграничения нарушений антимонопольного законодательства и гражданско-правовых деликтов.

Суды в ряде случаев способны отличить гражданско-правовой деликт от нарушения антимонопольного законодательства. В качестве яркого примера можно привести резонансное дело «ФАС России против Почты России». Данный пример иллюстрирует, что суды не с первого раза, но смогли отличить гражданско-правовой деликт от нарушения антимонопольного законодательства. Для того, чтобы выявить разницу между этими категориями в дело должен был вмешаться Верховный суд. В других делах, чтобы понять разницу между ними дело проходит до пяти инстанций (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2014 по делу № А53-722/2013).

Несмотря на то, что в данных делах суды смогли различить гражданско-правовой спор от нарушения антимонопольного законодательства, критерии, использованные судами, не могут претендовать на статус универсальных.

Алексей Костоваров рассказал, что при подготовке проекта разъяснений по вопросам злоупотребления доминирующим положением рабочая группа обсуждала этот вопрос, и было подготовлено несколько вариантов разъяснений по данной теме. Однако группа не смогла прийти к единому мнению. В результате было принято решение, что разъяснения по данному вопросу вынесут в отдельный документ.

Другой актуальной проблемой применения антимонопольного законодательства является неправильное определение границ товарного рынка. Если быть конкретней, то зачастую территориальные органы произвольно сужают территориальные границы рынка до микроскопических масштабов (дом, торговый центр и др.). В результате подобного сужения монополистом становилось микропредприятие, которое по определению не способно иметь рыночной власти. Вполне очевидно, что в суде данные обвинения территориальных органов ФАС России не устояли.

Последней, но не по значению, проблемой применения антимонопольного законодательства является выдача территориальными органами ФАС России неисполнимых обязывающих документов.
Так, в деле по обвинению крупных непродовольственных ретейлеров в ценовом сговоре (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2013 по делу № А56-7241/2012), в котором Алексей Костоваров представлял одного из ретейлеров, ФАС России выдал предписание, в котором требовал исключить из договоров открытый перечень условий, оканчивающийся фразой «и др.». Очевидно, что ни один хозяйствующий субъект не знает, относится то или иное прямо не поименованное в предписании условие договора к числу «и др.». Между тем, за неисполнение предписания хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности.
Четвертый антимонопольный пакет ввел систему обеспечения единообразия: институт внутренней апелляции и институт разъяснений. При этом данные институты важны именно в системе. Так, если не будет механизма принуждения территориальных органов к соблюдению разъяснений, в качестве которого выступает институт внутренней апелляции, то вероятность соблюдения территориальными органами положений разъяснений резко уменьшается.

В завершении выступления Алексей Костоваров рассказал о готовящихся разъяснениях Президиума ФАС России, в разработке которых он принимал участие и которые со дня на день должны быть переданы на утверждение в Президиум ФАС России.

В разъяснении будут раскрыты вопросы:

Также планировалось рассмотреть вопросы соотношения ст.ст. 9.21 и 14.31 КоАП РФ. Однако в ходе обсуждения члены рабочей группы пришли к выводу о необходимости выделения данных положений в отдельные разъяснения.

Отвечая на вопросы участников конференции, Артем Молчанов и Алексей Костоваров не сошлись во мнениях. Так, Алексей Костоваров, говоря об обсуждении возможности взыскания с нарушителя антимонопольного законодательства компенсации, рассчитываемой от оборота компании, отметил тенденцию к увеличению ответственности в сфере антимонопольного законодательства.

Артем Молчанов наоборот указал, что ФАС России не наблюдает увеличение ответственности. Наоборот, все свидетельствует о либерализации. Тем не менее Артем Молчанов отметил, что это хорошо, когда люди смотрят на один и тот же вопрос с разных углов.

Тем не менее, в ходе секции вопросов и ответов позиции Алексея Костоварова и Артема Молчанова совпали по некоторым вопросам. Отвечая на вопрос о возможности установления обязательного оспаривания решения территориальных органов ФАС России в рамках внутренней апелляции, Артем Молчанов так же, как и Алексей Костоваров высказался резко против введения обязательного внутреннего обжалования.

Более подробно о мероприятии на сайте ОКЮР