EN
EN

Инфраструктурные бюджетные кредиты: правила отбора проектов

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Минстроем России подготовлен проект[1] постановления Правительства РФ об утверждении правил отбора инфраструктурных проектов, на реализацию которых могут быть предоставлены инфраструктурные кредиты (далее – Правила). Правила проходят этап общественного обсуждения.

Об особенностях применения инфраструктурных кредитов см. материал Линии Права «Инфраструктурные бюджетные кредиты: регион становится кредитором в проектном финансировании».

Поправки в Бюджетный кодекс РФ, создающие правовую основу инфраструктурных кредитов, Линия Права также анализировала в одном из материалов

 

Цели и формы реализации проектов, финансируемых за счет инфраструктурных кредитов

Инфраструктурные кредиты могут быть направлены на:

проектирование, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры. Объекты индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, ОЭЗ, ТОСЭР также могут быть профинансированы за счет инфраструктурных кредитов. Кредиты могут использоваться в отношении объектов инфраструктуры для объектов недвижимости жилого фонда; 
приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования;
технологическое присоединения к инженерным сетям.

Правилами установлены формы реализации финансируемых проектов. В этой части Правила определяют широкий перечень форм реализации проектов, в том числе:

ГЧП и концессионные соглашения;
госконтракты (в том числе реализуемые за счет бюджетных инвестиций в капитальные объекты);
лизинг подвижного состава городского транспорта, если предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя.

Следовательно, Правила позволяют применять наиболее распространенные модели реализации инвестиционных проектов «с государственным плечом».

Инфраструктурный кредит может быть направлен в бюджет муниципального образования как целевой трансферт на реализацию инвестиционного проекта. Таким образом, финансирование проектов не ограничивается региональным уровнем.

Ряд полномочий в сфере отбора проектов реализуется президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Президиум)[2].

В частности, Президиум:

устанавливает каждому субъекту лимиты бюджетных кредитов на основании предложений Минфина России. Порядок подготовки предложений Минфином России также определяется Президиумом;
определяет конкретный объем кредита по результатам отбора проектов;
устанавливает форму заявки субъекта РФ на участие в отборе, перечень прилагаемых документов, форму заключения уполномоченных органов по результатам рассмотрения проектов, форму
утверждает методику оценки соответствия отбираемых проектов требованиям Правил;
окончательно одобряет инфраструктурные проекты после получения заключений от уполномоченных органов и проверки проектов на соответствие Правилам;
может изменять предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, именно Президиум осуществляет регулирование «третьего уровня» (первый – Бюджетный Кодекс РФ, второй – анализируемые Правила) и определяет судьбу заявок субъектов РФ на предоставление инфраструктурных кредитов.

Лимиты инфраструктурных кредитов

Лимиты бюджетных кредитов устанавливаются Президиумом по предложению Минфина России для каждого конкретного субъекта РФ.

В пределах лимитов субъект РФ вправе получить кредит без конкурса, если проект соответствует Правилам и получает одобрение Президиума.

Субъект РФ может потерять предусмотренные для него лимиты, если:

в установленный срок не подал заявку на получение кредита;
проект региона не соответствует Правилам или не получил одобрения Президиума (но Президиум может отправить проект на доработку с сохранением лимита);
регион сам отказался от причитающегося лимита.

Лимит, который потерял регион, может быть направлен на финансирование инфраструктурных проектов других регионов, в этом случае распределение осуществляется на конкурсном отборе.

 Отбор проектов в рамках лимитов

В рамках такого отбора участвуют проекты, кредит на которые не превышает установленного для региона лимита.

Для получения инфраструктурного кредита в рамках лимитов проект должен соответствовать следующим требованиям:

на реализацию проекта привлекаются средства из внебюджетных источников в объеме не меньшем, чем сам инфраструктурный кредит;
объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта РФ за 15 лет превышает объем средств на погашение и обслуживание кредита.

Из данного требования следует ряд важных выводов:

учитываются налоговые поступления. То есть коммерческая прибыль проекта является не единственным источником возврата кредита;
платежи частных партнеров (концессионная плата или плата частного партнера) могут помочь структурировать проект таким образом, чтобы обеспечить его соответствие рассматриваемому требованию. Как этого можно добиться и минимизировать риски -  см. наш предыдущий материал
проект должен соответствовать требованиям социально-экономической эффективности. Методика оценки должна быть утверждена Минэкономразвития РФ;
проект должен получить одобрение Президиума.

Конкурсный отбор проектов

Как следует из правил, на конкурсе подлежат распределению лимиты, «потерянные» другими регионами. При этом в отборе могут участвовать проекты региона, объем кредита по которым превышает установленные для этого региона лимиты.

Правилами установлены следующие конкурсные критерии:

соотношение объема внебюджетного финансирования и объема кредита (при этом требование о превышении внебюджетного финансирования над кредитом остается в силе);
количество созданных рабочих мест на каждый 1 млн руб. предоставляемого кредита;
соотношение объема налоговых и неналоговых поступлений к затратам субъекта на возврат и обслуживание кредита на горизонте в 15 лет.

Президиум может установить иные критерии, учитывающие специфику отраслей проектов.

При этом сохраняются требования к проектам, предусмотренные для отбора в рамках лимитов.

Как подать заявку

Высшее должностное лицо субъекта РФ должно направить заявку на получение кредита до 01 октября 2021 года.

Тем не менее, методика оценки проекта на соответствие требованиям социально-экономической эффективности еще подлежит разработке Минэкономразвития России, а Минстрой России еще должен утвердить форму соглашения с субъектом РФ о предоставлении кредита.

Следовательно, целесообразно дождаться утверждения методики оценки, и только потом, предварительно проверив проект на соответствие, направлять заявку.

До октября еще достаточно времени, чтобы даже с нуля структурировать проект.

 


[1] См. https://regulation.gov.ru/p/117367

[2] Состав Президиума: http://government.ru/info/39110/

Участники