EN
EN

Вступил в силу «Пятый антимонопольный пакет». Алерт Валерии Качура и Дельгиры Акугиновой

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

С 1 сентября вступил в силу «Пятый антимонопольный пакет». Предлагаем рассмотреть главные нововведения в антимонопольном законодательстве[1].

Новый критерий для M&A сделок, подпадающих под контроль ФАС России: сделка с акциями, долями, правами или имуществом, цена которой превышает 7 млрд рублей, теперь требует согласования с антимонопольным органом.

Проведение экспертизы: с 1 сентября антимонопольный орган или лица, участвующие в деле, могут назначить экспертизу в рамках:

рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю;
рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств о согласовании сделок экономической концентрации.

Заключение об обстоятельствах: с помощью нового института заявитель и иные участники сделки могут ознакомиться с предварительными выводами антимонопольного органа.

Если по результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка, иное действие, заявленное в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, антимонопольный орган направляет заявителю и иным лицам заключение об обстоятельствах ходатайства о даче согласия на осуществление сделки и иного действия.

Заключение об обстоятельствах должно содержать:

фактические и иные обстоятельства, установленные ФАС России;
описание доказательств, подтверждающих предварительные выводы ФАС России;
предлагаемые условия, которые могут быть установлены ФАС России в целях обеспечения конкуренции.

Стороны сделки могут представить свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении. По заявлению сторон сделки ФАС России будет обязана назначить очное рассмотрение ходатайства.

Установлен запрет монополистической деятельности для владельцев цифровых платформ[2] при одновременном выполнении следующих условий:

наличие сетевого эффекта[3] на товарном рынке;
доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% от общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

[1] Федеральный закон № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»»

[2] Цифровая платформа – это программа (совокупность программ) для ЭВМ в интернете, обеспечивающая совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (в качестве примеров ФАС России приводит Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple).

[3] Сетевой эффект – это свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.

Участники