EN
EN

СПИК 2.0: как избежать последствий санкций. Статья Михаила Корнева и Елены Симоновой

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Краткие выводы

В законодательстве о СПИК 2.0 предусмотрены недостаточные механизмы минимизации рисков сторон вследствие санкционных ограничений: санкционная оговорка снимает риск ответственности, но не способствует продлению контракта.
Условиями СПИК 2.0 можно предусмотреть механизмы для продолжения проекта при срабатывании санкций: продление сроков, исключение ответственности или процедуру корректировки соглашения. Расторжение произойдет в случае, если промежуточные меры не помогли.  
Типовые формы СПИК 2.0 формально не препятствуют включению дополнительных механизмов минимизации рисков: весь вопрос в соблюдении взаимных интересов.

Введение

Специальный инвестиционный контракт (далее – СПИК) – одна из моделей реализации инвестиционных проектов, направленных на внедрение технологий (производства) на территории РФ. Закон о промышленной политике[1] предусматривает 2 формы таких контрактов:

1. СПИК 1.0 в соответствии со статьей 16 Закона о промышленной политике

2. СПИК 2.0 в соответствии с главой 2.1 Закона о промышленной политике.

На конец 2023 года заключено 86 СПИК, из которых 35 являются СПИК 2.0[2]. Статистика заключенных СПИК изображена на графиках ниже.

СПИК 1.0 направлен на внедрение (освоение) производства на территории РФ. Целью СПИК 2.0 является производство промышленной продукции на основе современной технологии из утвержденного распоряжением Правительства РФ перечня (далее – Перечень технологий)[3]. Для СПИК 2.0 в качестве технологии могут использоваться и зарубежные разработки[4]. На начальных этапах локализации производства у иностранного производителя закупается оборудование, а для последующей полной локализации приобретаются права на результат интеллектуальной деятельности, лежащий в основе технологии (далее – РИД). В зависимости от того, к какой группе из Перечня технологий отнесена конкретная технология, инвестором может осуществляться доработка (переработка) зарубежного РИД, в результате чего может возникнуть самостоятельный РИД[5].

В связи с санкционными ограничениями затрудняется процесс реализации СПИК 2.0: в ряде случаев зарубежные партнеры не вправе исполнять обязательства по поставке оборудования и передаче прав на РИД.

1. Последствия санкционных ограничений для СПИК 2.0

По умолчанию последствиями санкицонных ограничений являются:

Основание

Последствие

Неисполнение обязательства по производству промышленной продукции в соответствии с условиями и объемами, установленными в СПИК 2.0 [6]

Уплата штрафных санкций, размер которых рассчитывается по формуле, установленной в СПИК 2.0

Неисполнение обязательства по разработке и внедрению современной технологии или по получению прав на РИД, входящих в состав технологии, на определенную в СПИК 2.0 дату

Односторонний отказ публичной стороны от СПИК 2.0 и возмещение инвестором реального ущерба

 

Размер возмещаемого инвестором ущерба ограничен суммой примененных мер стимулирования к инвестору[7]. Наиболее значимой для СПИК мерой стимулирования является применение налоговых льгот. В случае прекращения СПИК 2.0 до даты ввода оборудования в эксплуатацию размер налоговых льгот может являться незначительным, поскольку налог на имущество и на прибыль еще не начисляется.

При этом в случае досрочного прекращения инвестор, вероятнее всего, либо лишается источника возмещения затрат на произведенные инвестиции (например, если он был определен единственным поставщиком) либо ухудшаются параметры его операционной деятельности в результате неприменения мер поддержки. С возвратом заемного финансирования ему также придется разбираться самостоятельно.

Из внимания часто выпускают еще один важный момент: санкционные ограничения несут риски и для публичной стороны, так как досрочное прекращение СПИК 2.0 не позволит освоить производство и предоставить рабочие места на территории России.

2. Минимизация рисков

2.1. «Санкционная оговорка» по Закону о промышленной политике

По Закону о промышленной политике сторона может требовать досрочного расторжения СПИК 2.0 в судебном порядке, если невозможность его исполнения вызвана внешними или ответными санкционными ограничениями. Меры ответственности в этом случае не применяются[8]. Кроме исключения ответственности санкционная оговорка не минимизирует риски сторон. С учетом высокой вероятности влияния санкционных ограничений полагаем, что целесообразно обратить внимание на иные механизмы минимизации, применяемые, в частности, в ГЧП-проектах.

2.2. Договорные механизмы минимизации рисков

1) Возможность применения «особых обстоятельств» в СПИК 2.0

К СПИК 2.0 применяются общие положения гражданского законодательства об обязательствах и договорах в части, не противоречащей положениям Закона о промышленной политике[9]. Это позволяет использовать в СПИК 2.0 «условные обязательства»[10], автоматически срабатывающие при санкционных ограничениях:

приостановка сроков исполнения обязательств по контракту;
неприменение мер ответственности к инвестору (без досрочного прекращения);
обязанность сторон начать переговоры по изменению контракта;
расторжение контракта в случае недостижения сторонами согласия по его изменению.

Данный механизм положительно зарекомендовал себя в практике реализации концессионных соглашений, а в октябре 2023 года был прямо закреплен в законодательстве о концессиях. Применение такого механизма позволит сторонам выйти из ситуации, наступление которой в иных случаях скорее всего привело бы к досрочному прекращению СПИК 2.0 по «санкционной оговорке».

2) Типовая форма СПИК не препятствует применению «условных обязательств»

СПИК 2.0 заключается в соответствии с формой из конкурсной документации[11], которая в свою очередь разрабатывается с учетом утвержденной типовой формы[12]. Типовая форма не является строго обязательной: она может быть изменена либо на этапе формирования конкурсной документации, либо по инициативе инвестора на этапе подачи конкурсных предложений[13].

Включение механизмов по минимизации рисков было бы уместным еще на этапе разработки конкурса самим публичным партерном: благоприятные условия для инвестора повышают интерес к проекту. На практике публичная сторона, ориентируясь на типовую форму, не всегда соглашается на внесение дополнительных условий в контракт по предложению инвестора. Схожая проблема наблюдалась и при реализации концессионных соглашений до того момента, пока в законодательстве о концессиях прямо не было предусмотрено, что утвержденные Правительством РФ формы концессионных соглашений являются примерными и опциональными к применению[14].

Процедура переговоров, отсутствующая в СПИК 2.0, также помогла бы выработать оптимальные условия контракта. Например, концессионное законодательство прямо предусматривает возможность проведения переговоров по условиям проекта соглашения в случае, если с инициативой заключения концессии выступает частный партнер[15].

 

 


[1] Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

[2] По данным публичного реестра СПИК. https://gisp.gov.ru/spic2/pub/spic/search/

[3] Части 1-3 статьи 18.1 Закона о промышленной политике, Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 № 3143-р «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов».

[4] Часть 1 статьи 18.1 Закона о промышленной политике.

[5] Пункт 5 Правил формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 № 319.

[6] Чтобы продукция не попала в категорию «контрафакт», для выпуска также необходимы права на РИД.

[7] Часть 2 статьи 18.6 Закона о промышленной политике.

[8] Пункт 12 статьи 18.6 Закона о промышленной политике.

[9] Часть 11 статьи 18.2 Закона о промышленной политике.

[10]Статья 327.1 Гражданского кодекса РФ.

[11] Пункт 36 Правил заключения, изменения и расторжения СПИК 2.0, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048.

[12] Приказ Минэнерго России от 31.03.2022 № 278 «Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности», Приказ Минсельхоза России от 09.07.2021 № 451 «Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта», Приказ Минпромторга России от 23.12.2020 № 4605 «Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта».

[13] Часть 10 статьи 18.2 Закона о промышленной политике, пункт 36 Правил заключения, изменения и расторжения СПИК 2.0, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048.

[14] Часть 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

[15] Часть 4.8 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Участники

Михаил Корнев Руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник
Елена Симонова Юрист Практики проектного финансирования и ГЧП