EN
EN

Законопроект Минздрава России: концессии в здравоохранении без конкурса

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Минздрав России продолжает прорабатывать инициативу о заключении концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения без конкурса[1]. Законопроект, корректирующий Закон о концессиях,  был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов еще в июле 2019 года (далее – Законопроект)[2]. Информация о продолжении реализации Минздравом России этой инициативы вернула интерес к законопроекту.

Линия Права обратила внимание на законопроект, разработанный Минздравом России во исполнение указанной инициативы.

Законопроект дополняет статью 37 Закона о концессиях частью 2.3 – новым основанием заключения концессионного соглашения (далее – КС) без проведения конкурса и частью 3.1 – требованиями к заключаемым КС.

Основными условиями заключения КС без конкурса являются:

КС заключается с медицинской организацией частной системы здравоохранения в отношении имущества, которое было передано такой организации во владение и пользование;
медицинская организация осуществляет деятельность в сфере ОМС с указанным имуществом более 5 лет;
передаваемое в концессию имущество создано или модернизировано в соответствии с договором, по которому имущество передано организации во владение и пользование.

Инициатива Минздрава России понятна: заключение КС без конкурса с частными медицинскими организациями, которые уже 5 лет эксплуатируют государственное имущество, позволяет:

в интересах публично-правового образования: модернизировать государственное имущество и обеспечить его целевую эксплуатацию добросовестными контрагентом на основании отработанного механизма;
в интересах медицинской организации: гарантировать продление прав владения и пользования имуществом.

Несмотря на преимущественное право арендатора на продление аренды государственного имущества, законодательство все же предусматривает ряд оснований для отказа в продлении аренды, которые находятся за пределами контроля арендатора[3].

Кроме того, КС также может содержать дополнительные гарантии для медицинской организации, которые сложно вписываются в классическую структуру аренды.

Тем не менее, полагаем, что Законопроект нуждается в существенной доработке:

не вполне понятно, почему в концессию могут трансформироваться только договоры аренды, уже содержащие инвестиционные обязательства. Полагаем, что заключение КС с медицинской организацией, не осуществляющей инвестиций по текущему договору аренды государственного имущества, в большей степени способствовало бы привлечению частного финансирования в отрасль;
из Законопроекта следует, что обязательства по созданию или модернизации имущества, являющегося предметом аренды, должны быть уже исполнены к моменту заключения КС[4].

Возможно, здесь вопрос в юридической технике и неоднозначном толковании именно этой редакции Законопроекта. Если все же Минздрав России имел в виду именно факт исполнения инвестиционных обязательств по договору аренды к моменту заключения КС, то такое условие:

снижает интерес медицинских организаций к трансформации аренды в концессию как минимум до возникновения необходимости в новой модернизации имущества. Зачем медицинской организации принимать на себя дополнительные обязательства по КС, если по договору аренды инвестиционные обязательства уже исполнены?
вступает в конфликт к требованиям к самому КС, установленным Законопроектом: КС не должно уменьшать размер предусмотренных договором аренды инвестиционных обязательств[5]. Не ясно, какие обязательства имеются в виду, если в соответствии с установленными этим же Законопроектом требованиями к моменту заключения КС инвестиционные обязательства из договора аренды уже должны быть исполнены;
в соответствии с требованиями Законопроекта заключаемое КС должно в обязательном порядке содержать финансовую модель. КС, содержащие финансовую модель как приложение к КС, действительно применяются.

При этом такое структурирование КС приводит к необходимости внесения корректировок в финансовую модель на основании дополнительного соглашения к КС (в отдельных случаях - раз в квартал). Такой подход существенно усложняет администрирование концессии.

Представляется что, если основные идеи Законопроекта будут включены в Закон о концессиях, это может дать новый толчок к развитию ГЧП в отрасли.

 


[1]        См. https://vademec.ru/news/2021/04/19/minzdrav-opredelit-kriterii-otbora-chastnykh-partnerov-dlya-kontsessiy-bez-konkursa/

[2]        https://regulation.gov.ru/projects#npa=93212 

[3]        См. Часть 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

[4]        Пункт 1 части 2.3 статьи 37 Закона о концессиях в редакции Законопроекта.

[5]        Пункт 4 части 3.1 статьи 37 Закона о концессиях в редакции Законопроекта.

 

 

Участники