Проектное финансирование и ГЧП

No items found.

Казначейские инфраструктурные кредиты: подготовлены правила предоставления. Алерт Михаила Корнева и Елены Симоновой

Проектное финансирование и ГЧП

No items found.

Наши эксперты Михаил Корнев, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник, и Елена Симонова, юрист Практики проектного финансирования и ГЧП, проанализировали проект постановления Правительства РФ, устанавливающий правила предоставления казначейских инфраструктурных кредитов.

 

18 ноября 2024 года Минфином России был подготовлен и опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата» (далее – Проект постановления). Проект постановления на данный момент проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

Проектом постановления предусматривается новый вид инфраструктурных кредитов (далее - Казначейские инфраструктурные кредиты), которые предоставляются субъектам РФ за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов.

Казначейские инфраструктурные кредиты могут быть предоставлены на цели финансового обеспечения следующих мероприятий:

  • реализация инфраструктурных проектов, которые прошли отбор в 2021-2024 годах для получения бюджетных кредитов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 № 1189 (бюджетные инфраструктурные кредиты);
  • реализация мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ:
  • проектирование, строительство, реконструкция,техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов инфраструктуры в сфере ЖКХ. Аналогичные мероприятия с более широким перечнем финансируемых затрат в отношении объектов инфраструктуры ЖКХ предусмотрены для Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей;
  • проектирование, строительство, реконструкция,техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной,инженерной, энергетической, туристской инфраструктур, объектов благоустройства,объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков и технопарков, ОЭЗ,территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров;
  • приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования;
  • технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • мероприятия, включенные в долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и городских агломераций субъектов РФ, входящих в состав ДФО и Арктическую зону, утвержденные Правительством РФ.

Проектом постановления установлен открытый перечень форм использования субъектом РФ средств Казначейского инфраструктурного кредита. Денежные средства могут быть использованы в любых формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. При этом отдельно указана возможность финансирования концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.

Казначейский инфраструктурный кредит предоставляется на основании соглашения с Федеральным казначейством. В соглашение включается график и показатели финансируемых мероприятий, а также положение об обязательном казначейском сопровождении бюджетных средств. Минстрой России совместно с Федеральным казначейством осуществляют оценку выполнения субъектами РФ условий заключенного соглашения ежегодно в срок до 15 мая года следующего за отчетным.

По условиям предоставления Казначейские инфраструктурные кредиты схожи с аналогичными инструментами: инфраструктурными бюджетными кредитами и специальными казначейскими кредитами. Казначейские инфраструктурные кредиты предоставляются по ставке 3% годовых и сроком до 15 лет. Погашение Казначейского инфраструктурного кредита осуществляется с третьего года его предоставления, разрешено досрочное погашение.

Одним из основных отличий Казначейских инфраструктурных кредитов от инфраструктурного бюджетного кредита и специального казначейского кредита является возможность повышения ставки до 6% (в 2 раза от первоначальной ставки) в случае, если по итогам проведения очередной оценки будет установлен факт недостижения субъектом РФ значений показателей и (или) сроков реализации одобренных мероприятий. Новая процентная ставка устанавливается на один год,следующий за годом недостижения показателей, т.е. до следующей оценки.

Инфраструктурные бюджетные кредиты показали свою эффективность, в связи с чем Правительство РФ планирует дополнить механизмы и увеличить объемы финансирования несмотря на претензии Минстроя и Минэкономразвития к получающим кредиты регионам. Проект постановления фактически является «донастройкой» текущей базы предоставления бюджетных кредитов, направленной на усиление ответственности регионов. Наличие подобных механизмов финансирования ГЧП-проектов особенно актуально сегодня с учетом высокой ключевой ставки ЦБ РФи сложностями с привлечением банковского финансирования.

Михаил Корнев

Советник, руководитель практики «Проектное финансирование и ГЧП»

Елена Симонова

Юрист Практики проектного финансирования и ГЧП

Материалы
Скачать алерт