Наши эксперты Михаил Корнев, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник, и Елена Симонова, юрист Практики проектного финансирования и ГЧП, проанализировали законопроект о внесении поправок в закон о ГЧП в части заключения СГЧП в отношении частных промышленных производств и закрепления форм финансового участия публичного партнера в проекте
6 марта 2024 года Законопроект № 567438-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее – Законопроект) был передан на рассмотрение профильных комитетов Государственной Думы РФ.
1. Федеральное СГЧП в отношении частных промышленных предприятий
Законопроект вносит ряд специальных норм для СГЧП, публичным партнером в которых является Российская Федерация, а объектом - имущественный комплекс, предназначенный для производства промышленной продукции, и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (далее – Производственный комплекс, Специальный СГЧП):
- по общему правилу объект СГЧП и земельный участок должны находиться в собственности публичного партнера. Законопроект предусматривает исключение: в случае реконструкции: Производственный комплекс должен принадлежать инициатору (частному партнеру) на праве собственности, в случае создания: в собственности инициатора должен находиться земельный участок;
- для Специальных СГЧП установлены отдельные требования[1]:
- соответствие проекта требованиям технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ;
- объем финансирования проекта не менее 10 млрд рублей;
- объем финансирования проекта за счет собственных средств частного партнера не менее 15 % от общего размера затрат;
- объем бюджетного финансирования не превышает затраты частного партнера на строительство, техническое обслуживание и эксплуатацию.
Из поправок следует, что Специальный СГЧП не позволяет структурировать проект таким образом, чтобы основной объем капитальных и операционных затрат возмещался за счет публичного партнера.
- для Специальных СГЧП предусмотрена отдельная процедура заключения по инициативе частного партнера. В частности исключается необходимость обоснования сравнительного преимущества и оценки эффективности проекта[1]. При этом частная инициатива также может трансформироваться в конкурс в случае поступления иных заявок на производство аналогичной продукции
-
2. Корректировка положений о финансовом участии публичного партнера
Законопроект также предусматривает поправки в части финансового участия публичного партнера в СГЧП. По аналогии с поправками в концессионное законодательство вводятся термины «капитальный грант», «плата публичного партнера» и «минимальный гарантированный доход»[3].
Кроме того, Законопроект вносит изменения в правила определения соотношения объема финансирования публичным и частным партнерами затрат на исполнение СГЧП: будут учитываться не только капитальные затраты, но и затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание объекта[4]
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/567438-8
[2] Часть 5 статьи 10.1 в редакции пункта 5 Законопроекта.
[3] Пункт 9 части 3 статьи 8 в редакции пункта 3 Законопроекта.
[4] Части 11 - 12 статьи 10.1 в редакции пункта 5 Законопроекта.
[5] Статья 12.1 в редакции пункта 7 Законопроекта.
[6] Часть 4 статьи 6 в редакции подпункта в) пункта 1 Законопроекта