Проектное финансирование и ГЧП

Промышленность

Развитие ГЧП в промышленности: подготовлен новый законопроект, изменяющий регулирования соглашения о ГЧП в сфере промышленности. Алерт Михаила Корнева и Елены Симоновой

Проектное финансирование и ГЧП

Промышленность

Наши эксперты Михаил Корнев, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник, и Елена Симонова, юрист Практики проектного финансирования и ГЧП, проанализировали законопроект, изменяющий регулирование процесса заключения и исполнения соглашения о ГЧП.

19 декабря 2024 года Минпромторгом России был подготовлен и опубликован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Законопроект). 25 декабря 2024 года Законопроект завершил прохождение независимой антикоррупционной экспертизы.

Законопроектом предусматриваются следующие изменения для федеральных СГЧП в сфере промышленности:

  • устанавливается определение «проекта ГЧП в сфере промышленности». К ним относятся проекты направленные на:
  1.  реконструкцию имущественного комплекса, предназначенного для производства промышленной продукции и (или)осуществления иной деятельности в сфере промышленности (далее – Имущественный промышленный комплекс) и принадлежащего на момент заключения СГЧП частному партнеру на праве собственности; или
  2. завершение строительства объекта незавершенного строительства, принадлежащего на момент заключения СГЧП частному партнеру на праве собственности, для создания на его основе Имущественного промышленного комплекса; или
  3. строительство Имущественного промышленного комплекса на земельном участке, принадлежащем на момент заключения СГЧП частному партнеру на праве собственности.

Необходимо отметить, что критерии для федеральных проектов СГЧП в сфере промышленности, в целом, остались прежними. Законопроектом дополнилась только возможность завершения строительства объекта незавершенного строительства;

  • снижен минимальный для заключения СГЧП объем финансирования затрат на создание (строительство, реконструкция, завершение строительства объекта незавершенного строительства) объекта в проекте ГЧП в сфере промышленности с 10 до 5 млрд рублей. При этом для объектов ГЧП в сфере промышленности на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей он составит 500 млн рублей;
  • изменен порядок определения размера объема финансирования публичным партнером затрат на создание, эксплуатацию и техническое обслуживание объекта: он не должен превышать объем имущественного участия частного партнера в проекте (объем финансирования частным партнером затрат на создание, эксплуатацию и техническое обслуживание), размер платы частного партнера за период действия СГЧП, рыночную стоимость объекта СГЧП и стоимость земельных участков (или прав на них);
  • частный партнер вправе выступать единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) продукции, произведенной в результате реализации проекта ГЧП в сфере промышленности. Необходимо отметить, что Законопроектом предусматривается неудачная формулировка, так как предлагаемое положение не дает частному партнеру гарантии включения его в реестр единственных поставщиков. Полагаем, что установление прямой обязанности публичного партнера включить частного партнера в реестр единственных поставщиков будет являться более надежной защитой интересов частного партнера;
  • в случае реализации проекта ГЧП в сфере промышленности на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей СГЧП может заключаться без проведения конкурса.

Кроме того,Законопроектом изменяются общие положения о финансовом участии публичного партнера в СГЧП:

  • дополнены формы финансового участия публичного партнера: отдельно выделены из капитального гранта возмещение и (или) финансовое обеспечение части расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), понесенных при создании объекта СГЧП. При этом предельный размер расходов публичного партнера на создание не может превышать 80% от размера капитального гранта и расходов на проведение НИОКР;
  • расходами на создание и эксплуатацию будут признаваться документально подтвержденные затраты, которые осуществлены(понесены) только после заключения СГЧП. До настоящего момента частные партнеры тем или иным способом пытаются включить в состав затрат на создание расходы,понесенные до заключения СГЧП (в том числе затраты на подготовку проекта).

По нашему мнению, изменение регулирования в части реализации проектов в сфере промышленности должно дать положительный эффект, так как положениями Законопроекта существенно снижается порог «вхождения» в федеральный СГЧП в сфере промышленности, а также предусматриваются дополнительные механизмы для привлечения инвесторов в новые регионы РФ. Финансирование НИОКР за счет бюджета также будут способствовать процессам импортозамещения и реализации политики по обеспечению технологического суверенитета.

Михаил Корнев

Советник, руководитель практики «Проектное финансирование и ГЧП»

Елена Симонова

Юрист Практики проектного финансирования и ГЧП

Материалы
Скачать алерт