Наши эксперты Михаил Корнев, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник, и Елена Симонова, юрист Практики проектного финансирования и ГЧП, проанализировали законопроект о внесении изменений в статью 281 Федерального закона «О теплоснабжении» и статью 411 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в части передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ частным инвесторам
12 апреля 2024 года Законопроект № 599128-8 «О внесении изменений в статью 281 Федерального закона «О теплоснабжении» и статью 411 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»[1] (далее – Законопроект) был направлен на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по энергетике.
В соответствии с действующим законодательством объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию более 5 лет назад, могут быть переданы во владение и пользование только на основании концессионного соглашения. Заключение договоров аренды возможно исключительно в случае, если срок с даты ввода в эксплуатацию не превышает 5 лет. Нарушение указанных требований приводит к ничтожности соглашения.
Законопроект отменяет данное ограничение: в случае принятия поправок будет возможно заключение любых договоров, направленных на передачу прав владения и пользования объектами ЖКХ, независимо от времени, прошедшего с даты ввода в эксплуатацию.
Исходя из пояснительной записки к Законопроекту, поправки позволят более эффективно использовать государственное имущество, так как текущее регулирование отношений по реконструкции объектов ЖКХ только с применением механизма концессий снижает эффективность использования государственного и муниципального имущества, создает трудности правоприменения и является нераспространенным.
Частично инициативу законодателя можно поддержать: поправки будут полезны для случаев, когда не требуется реконструкция или создание новых объектов, а требуется только проведение технического обслуживания.
По статистике, опубликованной Национальным центром ГЧП по состоянию на сентябрь 2023 года, наибольшее количество проектов ГЧП было заключено именно в сфере ЖКХ – 2763 соглашения на 1,1 трлн руб., что составляет 79% от общего количества ГЧП-проектов в России[2]. ЖКХ, таким образом, является самой востребованной для концессий отраслью. Практика концессий в ЖХК относительно отработана: в Закон о концессиях и отраслевое законодательство было внесено пять пакетов крупных поправок для того, чтобы привести законодательство в соответствие с потребностями участников концессий.
Альтернативой концессии в пояснительной записке к Законопроекту указана аренда с инвестиционными условиями. Вместе с тем, требование о заключении концессии для объектов ЖКХ старше 5 лет прежде всего было направлено на привлечение инвестиций в отрасль: концессионное соглашение позволяет предоставить инвестору и банкам гарантии возвратности инвестиций. Аренда с инвестиционными условиями аналогичных по надежности гарантий не предоставляет.
Также концессия подстраивается под особенности тарифного регулирования: так как сфера ЖКХ имеет социально значимый статус, затраты по проекту часто не могут быть полностью возмещены за счет тарифа. Концессия позволяет предусмотреть альтернативный механизм возврата инвестиции за счет платы концедента, тем самым удерживая тарифы на нужном уровне. Аренда с инвестиционными условиями денежного потока от арендодателя арендатору не предусматривает.
По нашему мнению, Законопроект нуждается в доработке: аренда может быть сохранена для относительно новых объектов, но при этом должен быть выработан объективный механизм определения необходимости/отсутствия необходимости в реконструкции. В остальных случаях, предполагающих привлечение значительного объема инвестиций и, соответственно, требующих гарантии их возвратности без значительного роста тарифа, лучше концессии пока ничего не придумали.
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/599128-8
[2] https://rosinfra.ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor